|
В ближайшее воскресенье состоится повторное голосование в выборах мэра города. Одесситам предстоит выбрать человека, которому они доверят управление Одессой на ближайшие пять лет.
Безусловно, определенной неожиданностью — и об этом уже было много написано и сказано — стал прорыв во второй тур народного депутата Украины, представителя политической партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Николая Леонидовича Скорика. Более того, сегодня все больше и больше аналитиков, политтехнологов и политологов предрекают ему окончательную победу в избирательной кампании на пост мэра Одессы. Пользуясь случаем, мы задали Николаю Леонидовичу несколько вопросов.
— Решением городской избирательной комиссии на подготовку к участию во втором туре мэрских выборов отведена фактически неделя. С учетом разрыва почти вдвое с нынешним городским головой по итогам первого тура вы продолжаете верить в возможность своей победы? Соберете за неделю нужные вам голоса? Или просто «поиграете» в участие?
— Поскольку мы в Одессе, имею право ответить вопросом на вопрос. А почему вы считаете, что итоги второго тура зависят в первую очередь от моей или моего оппонента подготовки к нему — неважно, неделю, две или три она бы заняла? Шесть лет нынешняя городская власть «готовилась» — работала не столько на город, сколько на рейтинг конкретного кандидата. Ради этого залезли в долги по уши, пускали пыль в глаза, годами весь город был облеплен рекламой «Зроблено в Одесі». Как только ни готовились, чтобы победить в первом туре. И что в результате? 38% голосов. Так, спрашивается, чего стоит эта многолетняя «подготовка»?
В первом туре выборов одесситы дали понять: решать исход выборов в городе будут не политики через договорняки и схемы, не Киев, не доморощенные гении пиара, не административный ресурс. Определять будущее города будут только сами одесситы. Именно они 25 октября сломали существовавшие надуманные схемы — и схему одного тура, и схему выхода во второй тур с комиком Филимоновым, и лёгкой победы над ним.
Уверен, что 15 ноября одесситы так же сломают и следующие схемы — и план «правильно посчитать» голоса, и план ещё 5 лет править городом, создав альянс с теми, кому одесситы фактически отказали в поддержке, то есть с «Европейской солидарностью» и «Слугой народа». Время «схем» прошло.
И, кстати, что вы вкладываете в понятие «подготовка»? Если хотите, то к такой должности, как мэр Одессы, человек должен готовиться большую часть жизни, а не последнюю неделю перед выборами. Я считаю, что по своему образованию, государственному опыту — в Одессе, в Крыму, в Киеве — я этой должности соответствую. Пусть теперь одесситы решают.
Поэтому зафиксированный по итогам первого тура, то есть две недели назад, разрыв в пользу Геннадия Труханова меня не смущает. За месяц, предшествующий первому туру, уровень его поддержки упал в полтора раза, а количество моих избирателей удвоилось. Тенденции перетекания голосов никуда не делись, три недели между первым и вторым туром — всё же немало. Я рассчитываю существенно обойти действующего мэра по итогам голосования, и моделирование ситуации, которое мы проводили, говорит о том, что это наиболее вероятный сценарий второго тура.
А если говорить о подготовке, то всю эту неделю займёт формулирование и обкатка первых решений, которые я намерен принять на посту мэра, и моя работа с командой — с теми людьми, кто будет помогать мне и в городском совете, и на исполнительных должностях в мэрии. Ситуация в городском хозяйстве сложная, времени на раскачку не будет.
— Допустим, вы проиграете. На этом ваша оппозиционная деятельность в отношении Геннадия Труханова прекратится? И вы мягко перейдёте в фазу «рабочих отношений»? Ведь без них вашей фракции в горсовете не исполнить ни одного обещания перед избирателями. Ну, будут вас и вашу фракцию игнорировать в бюджетных делах, ремонтах на округах. Как будете совмещать свою оппозиционность с трудовыми буднями по разрешению конкретных проблем, которые обещали горожанам решить? С кем собираетесь в горсовете искать общий язык?
— Знаете, дело ведь, по большому счёту, не в Геннадии Труханове. Я не считаю, что между нами есть какая-то персональная вражда. Возможно, сам он считает иначе, но тогда пусть это будет на его совести. Мы, имею в виду всю команду «Оппозиционной платформы — За жизнь», не приемлем целый ряд аспектов политики нынешней городской власти и открыто об этом говорим.
Это и сотрудничество с бывшим президентом Порошенко и его партией, которое не прекратилось даже после проигранных им президентских выборов. Избиратели, намеревающиеся голосовать за Геннадия Труханова, должны понимать: в случае его победы, он навяжет своей фракции в горсовете коалицию с партией Порошенко и с партией Зеленского. Точно ли избиратели Труханова этого хотят? Точно ли такая правящая городом коалиция — это то, что нужно Одессе?
Смычка с уличными активистами. Полная пассивность в вопросах защиты языковых прав одесситов, в вопросе расследования событий 2 мая 2014 года и увековечения памяти погибших. Устоявшиеся коррупционные схемы. Я мог бы долго продолжать, но наш разговор — не о нынешней ситуации. Он о будущем Одессы.
При варианте, когда всё это продлевается ещё на 5 лет, не имеет значения вопрос о том, какое будущее у нашей фракции в горсовете, есть ли оно. Имеет значение то, что будущее у самой Одессы в этом случае безрадостное, город продолжит культурно деградировать, нравственно гнить, физически разрушаться и, наверное, пройдёт точку невозврата. Поэтому я не хочу обсуждать вопрос о том, как мы будем жить в Одессе, которая перестала быть Одессой. Давайте поговорим о более оптимистичных сценариях.
— Предположим, вы — мэр. Какие ваши первые шаги-действия? Есть уже видение кадровых решений? Или все на потом откладываете? На торги с депутатами, фракциями, местными олигархами? Горожанам в них останется место? Может, конкурсы планируете объявить? Ну так, чтобы по-честному, а не для галочки.
— Разумеется, у меня есть видение первых шагов, которые необходимо принять на должности мэра. Во многих сферах есть большие проблемы, и их решение нельзя откладывать на следующий год или месяц. Я об этом уже говорил в начале интервью. Проекты соответствующих нормативных актов и управленческих решений сейчас как раз в эти дни разрабатываются моей командой, но я уже готов сказать, чего они будут касаться.
Первое — это установить контроль над формированием цены на жилищно-коммунальные услуги, не допустить дальнейшего роста тарифов. Для этого разработать и ввести в действие процедуру согласования тарифов естественных монополий на общественных слушаниях. Проводить переговоры с монополистами об установлении их обоснованного уровня, а при необходимости, задействовать механизмы антимонопольного регулирования. Параллельно мы разработали механизм компенсации стоимости части коммунальных услуг для малообеспеченных слоёв населения. Снижению тарифов, улучшению снабжения потребителей поспособствует и запланированная моей командой широкая реконструкция инженерных сетей — теплотрасс, водопровода, канализации.
Второе — это, конечно же, сфера медицины. Мы планируем использовать полномочия городской власти для того, чтобы внимательно изучить механизм ценообразования в аптеках города и исключить возможность сговора аптечных сетей с целью получения сверхприбылей. Имеются признаки завышения цен, и это неправильно, особенно в условиях эпидемии. Для неработающих пенсионеров введём компенсацию из городского бюджета на покупку лекарств, соответствующие расчёты уже проработаны моей командой.
Нужно будет провести массовое тестирование жителей Одессы на коронавирус, сделать его доступным на бесплатной основе. Закупить имеющиеся на международном рынке вакцины. Нам нужно начать строительство двух городских больниц. Вскоре после победы мы будем готовы обнародовать график проведения строительных работ и источники финансирования.
Нам вообще нужно обеспечить открытость финансовой стороны деятельности мэрии — расходов бюджета, цен закупки товаров и услуг. Значительная часть коррупционных рисков содержится именно здесь. Мы сразу введём практику обнародования всех расходов городского бюджета с указанием закупочных цен. Ещё одна больная тема — застройка города. Необходимо провести аудит происходящего в этой сфере, в частности, запретить строительство высотных зданий в центре города.
А что касается кадровых решений и конкурсов… У нашей команды серьёзный кадровый потенциал, да и в действующем составе мэрии много хороших специалистов. Ничего похожего на люстрацию и кадровые чистки мы устраивать не планируем. Будем привлекать всех людей, зарекомендовавших себя как управленцы. Если они уже работают в том или ином подразделении мэрии, и результаты их работы хорошие — пусть работают дальше. Выявим системную коррупцию и низкие показатели работы — будем с такими прощаться. Есть возможность влить свежую кровь, привлечь новых квалифицированных специалистов или вернуть тех, кто работал в мэрии раньше и был эффективен, — будем и это делать.
Кстати, конкурс и так является основным механизмом приёма на службу в органы местного самоуправления. Просто за последние несколько лет в стране было столько крикливого пустозвонства вокруг темы «проведения открытого конкурса» на те или иные высокие должности, и такие персонажи эти «честные конкурсы» потом «выигрывали», что мне даже неловко говорить, что и мы будем замещать определённые должности с использованием этого механизма.
Так что отвечу следующее: будем всемерно укреплять и готовить кадры городской власти, повышать квалификацию и профессионализм наших управленцев в формах, определённых законодательством о службе в органах местного самоуправления.
— По мнению некоторых экспертов, бюджет города теряет до миллиарда гривен в год только на парковках. Черный нал растекается по карманам чиновников и их крыш мимо городской казны. Только если заткнуть эту «черную дыру» и вынудить платить в бюджет, то в течение года можно было бы закрыть многолетнюю проблему подтопления Балковской, которая по оценкам специалистов требует всего-то 500—600 млн. гривен. И которых у нынешнего мэра так и не нашлось. А после, например, начать строительство линии скоростного трамвая на Котовского. Вы морально готовы ради одесситов идти на конфликты с парковочной «мафией»?
— Да, вы правы. Организация платной парковки автотранспорта, начиная с конца 1990-х годов, является в городе системно коррумпированной сферой деятельности. Проблема около нулевой отдачи от неё в бюджет сопровождает работу нескольких сменявших друг друга городских администраций. Надо сказать, что, видимо, не без чьей-то заинтересованности. Застарелая проблема, за которую мы готовы, наконец, взяться. Для начала навести элементарный порядок — провести инвентаризацию существующих парковок в городе на предмет того, зарегистрированы они официально или нет. Бывает ведь как — пришли какие-то люди, разметили белой краской дорожные карманы, а то и тротуар, надели оранжевые жилетки и годами собирают с водителей деньги. Ни одного документа или неполные, давно просроченные документы, но их не трогают. Надо объяснять, почему?
Даже там, где парковка вроде бы официально зарегистрирована, действуют схемы минимизации выплат в городской бюджет. На парковке фактически 50 мест — по документам 20. Парковка где-нибудь недалеко от Дерибасовской, а указана её заполняемость 30%. Вы верите в то, что 70% парковочных мест в центре города могут в течение всего дня пустовать? А плата ведь берётся почасово. Люди приехали — люди уехали и каждый раз заплатили. И так до 10 раз в день на одном парковочном месте. А оно по расчётным документам вообще пустое.
Вы правильно заметили: это большие бюджетные деньги, и этим резервом наполнения бюджета нельзя пренебрегать. Тут будет наведён порядок, единственное уточнение — не за счёт автовладельцев. Они и так переплачивают. Будем при наведении порядка одновременно и повышать наполняемость бюджета, и понижать почасовую стоимость парковки. Это будет справедливо.
И, как вы совершенно правильно заметили, только этот один финансовый резерв позволит ежегодно реализовывать довольно затратные проекты, на которые у нынешней власти хронически «нет денег».
— А что будете делать с управлением торговли? Ходят упорные слухи о мзде с уличного бизнеса, мелких торговых точек, и это миллионы долларов в месяц. Опять же мимо городской казны. Что с этим будете делать?
— На проблему малого предпринимательства наша команда смотрит абсолютно другими глазами, чем нынешняя власть. Для нас это социальный вопрос, а не стадо «дойных коров» для наполнения теневых касс. Малые предприниматели, уличная торговля, хозяева и арендаторы магазинчиков, кофемашин, ларьков и так далее — это в своей массе люди, вытолкнутые в эту сферу политикой государства. Ликвидация рабочих мест в бюджетной сфере, унизительные зарплаты в прямом смысле слова заставили многих из них заняться мелким бизнесом, чтобы поддержать свои семьи на достойном уровне. При этом они ещё и являются донорами городского бюджета, за что им спасибо. Но дополнительные поборы для нас неприемлемы, и не только из-за несправедливости этой ситуации. Это большая социальная проблема.
Во-первых, мелкие предприниматели вовсе не так уж процветают, особенно в условиях карантина, чтобы выдерживать такие поборы. Многие вынуждены закрываться, другие увольняют своих работников. Таким образом коррупция городских властей порождает безработицу: людей, которые сами себя обеспечивали зарплатой, а городской бюджет — налогами, превращают в получателей социальной помощи. Во-вторых, те, кто продолжает работать, всё равно вынуждены закладывать эти коррупционные взносы в цену своих товаров и услуг. Получается, от коррупции городской власти теряет и сам предприниматель, и его клиенты, то есть все одесситы.
Между мэрией и малым бизнесом должен быть установлен постоянный социальный диалог. Повторю: не между управлением торговли и малым бизнесом, а между мной как мэром, другими руководителями исполкома, с одной стороны, и организациями, инициативными группами предпринимателей — с другой. Я, как мэр, готов буду инициировать такие консультации и председательствовать на них. Сам начинал карьеру в бизнесе, понимаю важность этого вопроса для бюджета. Эту очень старую проблему надо решать только на высшем уровне.
Мы поговорили о ситуации с парковками и обсудили деятельность управления торговли. А ведь есть ещё управление капитального строительства, управление архитектуры, сфера внешней рекламы, ремонт дорог… По каждому из этих направлений у нас есть план оздоровления. Моя позиция — пришло время навести порядок в целом в городе, в том числе — дотянуться до весьма запущенных, с точки зрения застарелой коррупции, сегментов городского хозяйства и городского управления. Перенаправить денежные потоки — а в Одессе деньги есть — из карманов небольшой группы людей в городской бюджет. А уже из него средства будут распределяться в интересах всех одесситов, в первую очередь — на социальную помощь пенсионерам, учителям, медикам и другим группам, на общезначимые инфраструктурные проекты: больницы, школы, дороги. Для этого нужно не так много: власть, понимающая значение слова «справедливость», и её поддержка со стороны горожан. Думаю, 15 ноября одесситы выберут именно такую власть.
— Почему я говорю о русском языке в Одессе? Потому что это город, в котором жили, работали, создавали свои выдающиеся произведения Бунин, Гоголь, Пушкин. Родился Бабель, писал Паустовский. Я могу перечислять — пальцев на двух руках не хватит. И все эти люди писали на русском языке. У нас здесь были и Леся Украинка, и Иван Франко, которые писали на украинском языке, и мы их тоже любим. У нас здесь — и русские, и украинцы, и болгары, и гагаузы, и евреи.
Поэтому для меня слова «русский язык» — это нормально, это вполне естественно. И я считаю, что это тот момент, который нельзя уничтожить в этом городе никогда. Николай Леонидович Скорик, не боясь и не стесняясь, а наоборот, отстаивая наш город, говорит то, что есть на самом деле. Будет голосование — я, естественно, поддержу Николая Скорика, потому что всё, что он отстаивает, близко мне. Вы говорите на украинском — мы говорим на русском, мы друг друга понимаем? Понимаем! Прекрасно! Мы такие. Других у нас в Одессе нет. Я — за Николая Скорика! Он — настоящий боец!
— Наша команда «Блок Дмитрия Голубова» единогласно приняла решение поддержать во втором туре выборов мэра Одессы Николая Скорика.
Я знаю Николая Скорика как честного человека, достойного гражданина и настоящего одессита. Мое решение о его поддержке обусловлено тождеством позиций по важнейшим стратегическим вопросам развития Одессы. В частности, Николай Скорик поддержал мою идею возрождения одесских дворов, Скорик является соавтором законопроекта о возвращении Одессе статуса города «порто-франко», и самое главное: Николай Скорик — человек слова, который всегда ставил интересы Одессы и одесситов превыше всего.
Обращаюсь ко всем с просьбой прийти на выборы 15 ноября и отдать свой голос за нового мэра Одессы — Николая Скорика.
— Большую часть своей жизни я прожил и проработал в Одессе. В нашем городе была одна из самых самобытных футбольных команд в Советском Союзе, в Украине, да и в Европе и в мире. Ей я служил более четверти века. Ее болельщикам, фанам, подрастающему поколению футболистов. В нашем городе было самое крупное в мире Черноморское морское пароходство, частью которого была футбольная команда «Черноморец». В Одессе в почете были не только футбол, но и наука, литература, музыка. Не было и нет сферы в мировой культуре и спорте, где бы не оставили свой след одесситы.
Но все это, увы, под знаком «было». А мне бы хотелось, чтобы слава нашего города, его всемирная известность и популярность имели не только прошлое, но и настоящее с будущим.
Николай Скорик — именно такой человек, который способен дать городу новый импульс возрождения его мощи во всех ипостасях. От спорта и науки, до промышленности и порта. Его я лично знаю много лет как честного и порядочного человека. Не бросающего слов и обещаний на ветер. Именно такой мэр нужен сегодня Одессе.
Мой голос за Николая Скорика!
— Если бы я жила в Одессе, я бы, конечно, отдала свой голос за Николая Скорика. Я знаю его более 20 лет и доверяю ему. У Николая Скорика невероятно обостренное чувство справедливости. Одесса заслуживает справедливости.
И поэтому очень здорово, что у вас, одесситы, есть возможность во втором туре мэрских выборов навести порядок в родном доме, в Одессе. Я искренне желаю добра, процветания, порядка и справедливости прекрасному городу. Я искренне желаю победы Николаю Скорику. Не промахнитесь, дорогие одесситы! Я в вас очень, очень верю.
— Дорогие одесситы!
Я не чужой Одессе человек. И потому на правах породненного с одесситами призываю всех совершить 15 ноября гражданский поступок. Прийти на избирательный участок и отдать свой голос Николаю Скорику.
Мы с ним не близкие друзья. Но я много лет его знаю как политика и губернатора, народного депутата. Человек он — настоящий. Из потомственной одесской семьи. Где дедушка — таксист. А отец — профессор. И оба — уважаемые люди. Потому что люди, прежде всего.
У Николая быть, прежде всего, человеком — в крови. Еще больше — сделанным Одессой человеком. А именно такой сегодня нужен городу. Без него, как говорят международные исследования, Одесса через семь лет станет городом, не пригодным для жизни.
Одесситы, вы сегодня выбираете не просто мэра. Вы выбираете судьбу. Свою, своих детей, внуков и правнуков. Или город будет возрожден. Или умрет. Оставив всем нам только воспоминания о трудовой и боевой славе. Если Николай пригласит меня в свою команду, я останусь в городе и включусь в любую, пусть даже грязную и неблагодарную работу. А ее предстоит очень много. На долгие годы. Пока не вычистим город от всего наследия нынешней грабительской власти.
Одесситы, сделайте верный выбор. Так, чтобы не было стыдно. И не пришлось потом сожалеть.
Интервью вел Евгений Мусиенко