|
После первого тура президентских выборов в Украине существенно выросли ожидания вероятных позитивных изменений. В начале апреля на них надеялись уже 52%, тогда как в марте - 35%.
Также по сравнению с мартом почти вдвое больше людей считают, что страна движется в правильном направлении - таких сейчас 30%.
И как долго обычно держатся предвыборный оптимизм и надежда на новоизбранного главу государства? С решением каких важных для людей проблем они связаны?
Ответы на эти вопросы содержит история предыдущих кампаний и президентов: действующего, Петра Порошенко, а также Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Мы проанализировали их, начиная с нынешней президентской гонки и заканчивая выборами 2004 года.
Итак, в мае 2014-го до 58% избирателей считали, что следующие досрочные президентские выборы способны улучшить ситуацию в Украине. Это означало огромный кредит доверия к следующему главе государства, имя которого не было секретом еще до первого тура. Вместе с тем показательна еще одна цифра: 52% так или иначе были готовы терпеть определенные экономические трудности, если это приведет к улучшению их жизни в будущем. То есть, имели место стремление украинцев к реформам и ожидание их.
Тогдашние настроения имели еще другую специфику. Самыми неотложными проблемами страны в 2014 году избиратели называли экономические, в которые включалась и борьба с коррупцией. И одновременно впервые в перечень приоритетов вошли обеспечение независимости страны и ее обороноспособности, преодоление раскола между западом и востоком.
Причины понятны: аннексия Россией Крыма, захват первых городов на Донбассе, дискуссия о путях решения проблемы сепаратизма, ощутимые перспективы начала масштабного вооруженного конфликта.
Послереволюционный оптимизм 2014-го был подобен тому, что существовал в начале 2005-го, после Оранжевой революции. Те же надежды на новую власть и ее преданность выстраданным на Майдане изменениям. Избиратели ожидали, прежде всего, повышения уровня жизни, лучшей социальной защиты, развития экономики и создания новых рабочих мест. 67% были уверены, что тогдашний герой Майдана Виктор Ющенко со всем этим справится.
Выборы 2010 года имели нечто общее с нынешними. Большое разочарование предыдущей пятилеткой, мало веры и оптимизма относительно изменений к лучшему даже за месяц-два до них. Например, в декабре 2009-го около 80% населения считали, что дела в стране идут в неправильном направлении. Подавляющее большинство не верило в способность одного из тогдашних кандидатов побороть коррупцию, остановить беззаконие и вообще выполнить свои предвыборные обещания. Лишь 36% надеялись на улучшение ситуации в результате этих выборов.
Впрочем, важнейшими задачами перед новым президентом, которым, в конце концов, стал Янукович, избиратели тогда называли борьбу с коррупцией и проведение реформ.
Реформы или проводят быстро после виборов, или не проводят вообще. Это универсальная политическая истина. Потому добытое на выборах доверие большинства или значительной части общества дает политику карт-бланш на существенные, в том числе обещанные перед выборами, изменения. А когда доверие исчезает, то проводить реформы несравненно труднее.
Этот карт-бланш ограничен во времени. Считается, что важным сроком для оценки избирателями новоизбранного главы государства и его действий есть первые сто дней. В течение них очевидными становятся тенденции в деятельности президента. В то же время еще по инерции сохраняется высокий уровень доверия избирателей - однако после этих трех-четырех «медовых» месяцев уже наступает риск его уменьшения.
К сожалению, в украинской традиции еще не было случаев, когда первая стодневка стала бы залогом увеличения популярности новоизбранного главы государства и доверия к нему.
В мае 2014-го Петр Порошенко победил уже в первом туре выборов, получив 54% голосов. Уровень доверия к нему на время избрания был до 64%. В течение первых трех с лишним месяцев после вступления в должность доверие к нему постепенно уменьшилось до 51%, после чего начало падать быстрее. Решение проблемы Донбасса, проведение экономических реформ и социальной защиты населения - эти проблемы больше волновали украинцев во время завершения «ста дней» Порошенко.
На конец 2015 года Петру Порошенко доверяли лишь 22%, а ближе к активному началу новой кампании, в августе 2018 - 13% избирателей.
Виктор Янукович набрал около 49% во втором туре президентских выборов, которые состоялись в феврале 2010 года. 54% положительно или преимущественно положительно оценили первые месяцы его президентства. Рейтинг Януковича по состоянию на июнь 2010-го составил 46%, однако вскоре после ста первых дней начал стремительно снижаться. Уже на конец того же года он был около 30%, и к концу президентства этот уровень поддержки не увеличивался. Очевидно, что быстро отчаялась в исполнении обещаний часть тех, кто поддержал Януковича на президентских выборах. По состоянию на октябрь 2013 года - то есть перед началом Революции достоинства - голосовать за него готовы были 24% избирателей.
В марте 2005 года 52% граждан положительно оценивали деятельность избранного в конце 2004-го президента Ющенко. 60% ему доверяли, около половины избирателей считали тогда, что дела в стране идут в правильном направлении.
Однако последующие шесть месяцев стали катастрофическими для «оранжевой» власти и Ющенко, в частности. В сентябре 2004 года тогдашнему президенту доверяли только 33%, причем уровень недоверия был значительно выше. 61% опрошенных считали, что страна развивается в неправильном направлении. Уныние имело конкретные причины: открытые альянсы представителей новой и предыдущей власти, промедление с обещанными реформами, коррупционно-политические скандалы в окружении Ющенко.
С тех пор его популярность и рейтинг продолжали неизменно падать. На конец 2008 года у Ющенко был худший среди высших должностных лиц баланс доверия-недоверия - минус 67%. А перед следующими президентскими выборами, то есть по состоянию на конец 2009 года, рейтинг Ющенко составлял около 5% голосов избирателей.
Следовательно, есть четкая, много раз доказаная схема поведения избирателя. Три-четыре месяца созерцания и оценки, и затем выводы - исходя из действий нового президента и собственного видения приоритетных для страны вопросов.
Бесспорно, это должны иметь в виду нынешние кандидаты, Петр Порошенко и Владимир Зеленский.
В том числе и то, что нынешние выборы в известной степени сломали многолетнюю предварительную традицию. Уже не экономические вопросы и социальная защита на первых местах среди проблем, решения которых ожидают люди прежде всего. Их вытеснили внешняя угроза государственности - война на востоке, и внутренняя - масштабная коррупция.
Еще до выборов социологи выяснили, что именно эти вопросы больше всего повлияют на выбор украинцев. В частности, разрешение конфликта на Донбассе было главным для 39% избирателей.
Причем именно вопросов безопасности государства и борьбы с коррупцией напрямую касаются президентские полномочия и другие возможности президента (такие, как влияние на СБУ и Генеральную прокуратуру), в отличие от вопросов экономических и социальной защиты.
И еще одна важная вещь: согласно последнему опросу группы «Рейтинг», 83% украинцев хотят не просто изменений, а радикальных изменений. То есть, не полумер, косметических «pеформ» и традиционного для украинской власти всех времен промедления.
Этот показатель существенно вырос с начала года. Радикальных преобразований требуют избиратели обоих кандидатов, вышедших во второй тур: 76% сторонников Петра Порошенко и 88% - Владимира Зеленского. Такие высокие показатели присущи всем регионам и возрастным группам.
То есть, Украина в этом едина. Теперь слово будет за победителем. Ну, и такие общественные настроения стоит учесть будущим участниками очередных парламентских выборов, которые начнутся фактически сразу после президентских и завершатся голосованием 27 октября.
Анатолий Марциновский. Журналист. Для спецпроекта с «Интерньюз-Украина»