|
Данным вопросом — в связке с предсказуемым ответом — активно оперируют как доморощенные, так и заграничные скептики евроинтеграционных устремлений нашего государства. Мол, проблемы в Украине не заканчиваются. И Европа от них уже устала. Поэтому на планах вступления в ряды Евросоюза — во всяком случае, на ближайшую временную перспективу — надо ставить крест.
Но так ли это на самом деле? Получить ответ на этот вопрос представилась возможность во время посещения главных структур управления ЕС — Европейской службы внешних связей, Европейской комиссии, Европейского парламента и Комитета регионов Евросоюза. Напомню, что поездка в Брюссель состоялась в рамках обучающей программы «От реформ — к лучшей жизни», организатором которой выступил Эстонский центр восточного партнерства при поддержке Украинского кризисного медиа-центра. Первая часть отчета о пребывании в столице Евросоюза была опубликована в номере за 27 февраля.
— ЕС видит сотрудничество с Украиной длительным по времени и масштабным по направлениям совместных программ и проектов, — руководитель группы отдела Восточного партнерства Европейской службы внешних связей Хавьер Фуэнтос Леха сразу расставил все точки над «i».
Европейский дипломат иллюзий не питает. Достижениями Украины на пути к полноформатной евроинтеграции он назвал прогресс в торговых отношениях, позитивные изменения в транспортной сфере, много полезного делается в нашей стране для получения молодежью современного образования. А провалы — набившая оскомину коррупция, разбалансированность механизма управления органами власти, проблемы в становлении гражданского общества и обеспечении свободы средств массовой информации.
Как известно, у содружества европейских государств есть официальный день рождения — 9 мая. В этот день, в 1950 году, была обнародована Декларация Шумана, ставшая фундаментом создания ЕС. В честь праздника, отметил Хавьер Фуэнтос Леха, во всех странах Восточного партнерства — Украина, Грузия, Молдова, Армения, Азербайджан, Беларусь — пройдут мероприятия, призванные показать достижения Евросоюза и успехи стран, ставших на путь евроинтеграции.
Безусловно, центральной частью программы пребывания украинских журналистов в Брюсселе стало посещение Европейского парламента (ЕП). То, что украинский вопрос находится в числе самых обсуждаемых тем главного законодательного органа ЕС, подтвердил громадный банер, вывешенный на одном из зданий: «Free Oleg Sentsov!». Мириам Гойнард, советник по вопросам политики относительно Украины в секретариате ЕП, обратила внимание на то, что Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом Европарламент и Верховная Рада Украины ратифицировали синхронно, в один день. И вообще главный законодательный орган ЕС постоянно обсуждает проблемы, с которыми сталкивается наша страна. В частности, Европарламент принял несколько резолюций по ситуации в Азовском море.
Нашим гидом по знакомству с механизмом работы главного законодательного органа ЕС стала пани Яна Ялви-Робертсон. Может, я несколько идеализированно выскажусь и увиденное предстало передо мной почему-то исключительно в розовом цвете, но хочу заметить, насколько скрупулезно выстроена система управления Евросоюзом. Придуманы и продуманы тысячи бюрократических — в хорошем смысле этого слова — механизмов, позволяющих максимально учесть точку зрения всех стран, входящих в ЕС. Это же как надо уметь договариваться, находить общее понимание, чтобы в итоге принимать документы, которые отражают точку зрения всего содружества, а не отдельного государства! Не случайно в центре зала установлен «говорящий» символ согласия — цветущее дерево, берущее начало из множества корней.
Безусловно, роз без шипов не бывает. И рост евроскептицизма показывает, что Евросоюзу предстоит большая работа по усовершенствованию механизма управления «махиной» из 28 государств, где живет более 500 миллионов человек.
Как рассказала Яна Ялви-Робертсон, в Европарламенте заседает 750 депутатов. Каждая страна — член ЕС выбирает раз в пять лет своих представителей. Места распределяются в зависимости от величины государства. Сейчас наибольшую квоту имеют Германия, Франция, Великобритания, Италия. Меньше всего депутатов — по шесть избранников — от Люксембурга, Кипра, Эстонии и Мальты. Когда из состава ЕС выйдет Великобритания, численный состав Европарламента уменьшится. Депутатов останется 705 человек. Некоторым странам — к примеру, Франции — увеличат представительство, а Германии почему-то нет. Политическая конфигурация ЕП сегодня такова: насчитывается восемь фракций и групп, 21 депутат объявили себя внефракционными. Чтобы создать свое политическое объединение, необходимо заручиться поддержкой не менее 25 депутатов, представляющих, как минимум, семь стран.
Европарламент наряду с Советом Европы (в него входят министры из всех 28 государств, председательствует сейчас в данном законодательном органе Румыния) обсуждает и принимает законы, предлагаемые Еврокомиссией. В этом высшем органе исполнительной власти трудятся еврокомиссары, представляющие также все государства ЕС, но в своей работе они обязаны защищать интересы всего содружества, а не своей страны. В общем, Еврокомиссия готовит законопроекты и, в случае их одобрения Европарламентом и Советом Европы, следит за выполнением — законов, директив, резолюций.
Безусловно, депутаты ЕП также могут выступать с определенными законодательными инициативами. Как это происходит на практике, рассказал бывший министр иностранных дел Эстонии, член делегации в парламентском комитете ассоциации «ЕС — Украина» Урмас Пает. За четыре года работы в Европарламенте он подготовил множество рапортов, три из них дипломат назвал самыми важными.
Первый документ касался политики обороны Евросоюза. Долгое время считалось, что по данному вопросу волноваться нечего — ведь есть же НАТО. Но сегодняшний день все перевернул с ног на голову. Во-первых, не все страны Евросоюза находятся под «зонтиком» Северо-Атлантического альянса. Во-вторых, появились новые угрозы: международный терроризм, беженцы, непредсказуемость внешнеполитического вектора России и гибридная информационная война (распространение фейковых новостей). Урмас Пает отметил, что в вопросах безопасности Евросоюзу не надо конкурировать с НАТО — напротив, нужно идти вместе.
Второй важный рапорт, поданный эстонским дипломатом, касался политики Евросоюза в Арктике. Масштабное таяние льдов привело к тому, что открылись новые возможности по поиску в этом регионе земного шара нефти и газа. За добычу полезных ископаемых конкуренция растет каждый день. И Евросоюз должен быть готов к конкурентной борьбе за ресурсы.
Наконец, третий рапорт касался сотрудничества стран — членов ЕС по отражению киберугроз. Это действительно важно, подчеркнул Урмас Пает, ведь хакеры-террористы, организовав массированную атаку, могут, к примеру, взорвать атомную станцию, нарушить железнодорожное и авиасообщение, вывести из строя медицинские учреждения. Так что всемерное укрепление кибербезопасности — это вопрос насущный для Евросоюза.
Назвал Урмас Пает и проблемы, с которыми столкнулся сегодня ЕС. Это «брексит» (никто не знает, когда выйдет Великобритания, в какой форме, и к каким последствиям это приведет), отношения с США (дипломат их назвал «турбулентными»), отношения с Россией («пессимистический сценарий»), рост числа евроскептиков в странах содружества.
Как видим, украинский вопрос в числе главных вызовов для Евросоюза не числится. Но трудности евроинтеграции, с которыми сталкивается наша страна, в том числе, аннексия Крыма и боевые действия на Донбассе, постоянно обсуждаются в стенах Европейского парламента. В этом мы убедились сами.
Олег Суслов. Одесса — Брюссель — Одесса