|
Официальное заключение европейских экспертов по поводу языковой статьи Закона «Об образовании» было изложено на сайте Министерства образования 11 декабря. Безусловно, комиссия отдала должное важности вопроса, подчеркнув: «содействие усилению государственного языка и его обязательность для всех граждан является законной и даже похвальной целью государства». Также указано, что государственный язык — фактор единства и взаимопонимания в обществе.
Однако наших законодателей призвали «в полной мере использовать гибкость, предусмотренную п. 4 ст. 7», в котором сказано, что одна или несколько дисциплин могут преподаваться на двух и более языках — государственном, английском или других официальных языках Евросоюза. А также удлинить переходный период. И, конечно, обеспечить достаточную долю преподавания на языках меньшинств в начальной и средней школе и помочь представителям меньшинств в сохранении своей культуры и традиций. Что немаловажно, прозвучала и рекомендация улучшить качество преподавания украинского языка. Частные же школы от новых языковых требований рекомендовали освободить — любой язык за ваши деньги!
Министерство образования и науки Украины предлагает теперь три модели внедрения статьи 7 Закона «Об образовании».
Первая модель предусматривает возможность преподавания на языке меньшинства всех предметов с 1-го по 11 (12)-й класс наряду с украинским языком. Она будет действовать для уязвимых языков, носители которых не имеют собственного государства для развития языковой терминологии либо не живут в среде собственного языка. Это прежде всего крымские татары.
Вторая модель — для национальных общин, язык которых относится к языкам Европейского Союза. В зависимости от языковой группы и речевой среды, использование этой модели может иметь два варианта.
Первый — для общин, чей язык относится к славянской языковой группе, и проживающих в основном в украиноязычной среде. Это, например, польский, словацкий, болгарский языки. Как и предусмотрено новым законом, дети, материнский язык которых относится к данной группе, смогут полностью учиться на родном языке в детском саду и начальной школе, одновременно изучая украинский. С 5-го класса наряду с предметами, изучаемыми на родном языке, будут вводиться предметы, изучаемые на украинском, их доля будет увеличиваться и пропорционально расти до старшей школы.
Второй вариант будет учитывать особенности изучения украинского языка представителями других языковых групп, которые преимущественно проживают в среде родного языка. В частности, речь идет о румынской и венгерской общинах. Для школ с этими языками обучения переход на изучение предметов на украинском будет проходить медленнее, а процент предметов, изучаемых на государственном языке, будет меньше.
Третья модель — для национальных общин, материнский язык которых относится к одной с украинским языковой семье, а также проживающих преимущественно в среде собственного языка. К таким языкам относится русский. Дети, которые будут учиться по этой модели, переходят на изучение предметов на украинском сразу после 5-го класса. Эти дети легко усваивают украинский, уверено МОН, хотя в основном проживают в среде именно русского языка — в семье, на улице общаются на нем, смотрят фильмы и телевидение на русском. Поэтому единственное место, где дети этой национальной общины могут свободно применять государственный язык, — школа. Изучая предметы на украинском и одновременно продолжая изучать русский как предмет, дети смогут на высоком уровне овладеть сразу двумя языками.
Так сказано ли Венецианской комиссией жесткое «нет» дискриминации «национальных меньшинств», говорящих на русском, не входящем в число официальных языков Европейского Союза? Судя по первым комментариям наших политиков, они остались на своей позиции, хотя законодателям рекомендовали внести изменения в статью о языке обучения в Законе «Об образовании» либо принять соответствующие законодательные акты. Нужно напомнить, что ряд депутатов оспаривают нормы языковой статьи в Конституционном суде. А вообще, хотелось бы точно знать, какое по количеству это «меньшинство» — русскоязычные граждане Украины, искренние патриоты своей страны, плательщики налогов... Может, Венецианская комиссия соcчитает?
Татьяна Томова