За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Політика

Что означает снятие Европой санкций c украинских чиновников

12 (10273) // 02 февраля 2016 г.

В четверг, 28 января, Суд ЕС (орган, рассматривающий иски к органам Евросоюза) вынес одно из самых резонансных решений за последнее время. Суд общей юрисдикции (первое судебное звено в ЕС) одновременно обнародовал решения по пяти искам: экс-премьера Николая Азарова, его сына Алексея, первого вице-премьера Сергея Арбузова, экс-главы Минтопэнерго Эдуарда Ставицкого, а также нардепа и брата экс-главы администрации Януковича Сергея Клюева.

По всем пяти делам вердикт суда был идентичным: санкции, введенные в марте 2014 года, незаконны, а арест активов в период 2014 — начала 2015 годов необходимо «отменить». Задним числом.

В этом решении есть несколько важных деталей и еще более важных последствий. Сначала — кратко.

— В первую очередь — о неприятном. Скорее всего, Януковича с сыном и Андрея Клюева ждет идентичное решение — санкции против них также признают незаконными.

— Но важно, что решение суда не означает моментального размораживания их активов. У Брюсселя и Киева еще есть время отреагировать.

— Суд ЕС оставил основания для оптимизма. У Евросоюза есть юридическая схема для того, чтобы снова продлить санкции против ключевых «героев» бывшего режима. Поскольку юридически ситуации 2014-го и 2016 года отличаются.

— Источники также подтверждают, что трагедии не произошло. Янукович и большинство его соратников останутся под санкциями по крайней мере в 2016 году. Но несколько имен исчезнут из санкционного списка.

— Но если Генпрокуратура не будет действовать быстро и результативно, то этих имен будет больше. У ЕС тоже есть основания опасаться «друзей Януковича», ведь после выигрыша в Суде ЕС они могут обратиться в Брюссель с требованием финансовой компенсации.

А теперь — подробнее о резонансном решении Суда ЕС.

«Представьте, что санкций не было»

То, как работает Суд ЕС в вопросе санкций, может казаться ненормальным. Потому что процедуры суда, на первый взгляд, противоречат логике.

Европейский суд, в котором обжалуются решения о санкциях, в принципе неспособен остановить их действие. По одной причине — потому что он слишком долго рассматривает дела. Для вынесения решения Суда ЕС нужно как минимум полтора года. В простейших случаях можно уложиться в год, но после того — будет апелляция.

Но санкции всегда принимаются сроком на один год. То есть на тот момент, когда выносится решение об отмене санкционного решения, срок действия санкций уже будет завершен. И получается, что отменять уже нечего.

Именно так произошло сейчас — арест активов Азарова, Арбузова, Клюева и других отменен на период почти годичной давности, с марта 2014-го до марта 2015 года.

В перечне тех, кому отменили санкции, нет имен самого Януковича, его сына Александра и «серого кардинала» бывшего президента, Андрея Клюева. Но не стоит надеяться, что это хороший сигнал — решения по ним тоже будут не в нашу пользу. Рассмотрение их дел займет дополнительное время (вероятно, еще полгода), после чего Суд ЕС почти наверняка объявит, что санкции против самого Януковича также были незаконными.

Но речь также будет идти только о санкциях 2014—2015 годов, а не о тех, которые действуют сейчас.

Так зачем же обращать внимание на этот Суд?

Логичный вопрос как для нашей правовой системы, поэтому не удивлюсь, если он возникнет.

К сожалению или к счастью, но в ЕС система работает иначе. Не обращать внимания на решение суда в Брюсселе не могут. И поэтому оно вполне может сработать. Просто его действие — не моментально. Еще раз напомним, что Совет ЕС должен продлевать санкции раз в год, и каждый раз это решение принимается консенсусом. Достаточно, чтобы одна страна из 28 проголосовала против — и решения нет.

Но речь идет не только о вопросах принципа или имиджа. Продлевая санкции, которые перед тем отменил Суд ЕС, Брюссель рискует своими деньгами. Клюев или Арбузов имеют полное право судиться с ЕС еще и по поводу финансовой компенсации. Именно поэтому Совет Евросоюза не будет рисковать. И продлит санкции лишь в случае, если будет уверен: опасность того, что их опять отменят, существенно снизилась.

Напомним, продление санкций будет уже в начале марта, времени осталось крайне мало, но оно еще есть. Вряд ли хоть кто-то надеется, что за этот месяц расследование в Украине радикально продвинется. Но у ЕС еще есть время для того, чтобы скорректировать формулировки новых санкций, исходя из решения суда.

А еще — собрать качественный подтверждающий пакет документов. К примеру, запросив дополнительную документацию у нашей Генпрокуратуры.

Как «сломать» Европейский суд

Для брюссельских бюрократов «борьба» с Судом ЕС не является чем-то новым. Люксембургский суд не раз отменял общеевропейские решения, и даже решения о санкциях. Поэтому в Люксембурге очень хорошо сознают (и даже открыто признают!), что Совет ЕС может вновь утвердить санкции против Азарова, Арбузова, Ставицкого или Клюева.

По словам представителя Суда, есть одно требование: «Это решение (о новом продлении санкций против Януковича и Ко) должно быть надлежащим образом оформлено, оно должно учитывать все замечания Суда ЕС».

В вердикте по делу Азарова, Арбузова и других Суд ЕС сам подсказал брюссельским юристам путь к решению проблемы.

Основной претензией к санкциям стало то, что они приняты в тот период, когда прокуратура Махницкого только собиралась начинать расследование против Януковича и его соратников и не оформила эти расследования юридически.

«Похоже, что Совет ЕС (в качестве достаточного основания для объявления санкций) использовал то, что заявитель был лишь фигурантом предварительного расследования, которое на тот момент не дошло до стадии формального выдвижения обвинения, причиной которого была бы причастность к незаконному использованию бюджетных средств», — говорится, в частности, в параграфе 40 решения по делу «Сергей Клюев против Совета ЕС».

Аналогичные формулировки — во всех других решениях, от Азарова до Ставицкого.

Отсюда следует рецепт, юридическая «лазейка» для Брюсселя. Следующая волна санкций может быть введена только в отношении тех, против кого ГПУ за два года смогла выдвинуть подозрение или, лучше всего, официальное обвинение. И еще — против тех, кто не смог успешно оспорить это обвинение, как в свое время сделал Андрей Портнов (и поэтому он одним из первым «выпал» из санкционного списка ЕС).

Те, кто не подходит под такие критерии, останутся без санкций.

Много ли будет тех, кто «выпадет» из-под санкций?

Точного ответа нет. Но источники уверяли, что в Совете ЕС — по крайней мере, до последнего решения суда, — был консенсус о том, что в отношении большинства имен из списка санкции должны быть продлены.

Однозначно из списка не выпадут сам Янукович и его сын. Скорее всего, будут продолжены санкции против Андрея Клюева, Эдуарда Ставицкого, Сергея Арубузова — самых одиозных персон прошлой власти.

В зоне риска до 28 января был Сергей Клюев. Как известно, Генпрокуратура долгое время не вносила в ВР откорректированное представление о лишении его депутатского иммунитета, а без этого предъявить подозрение и тем более обвинения было невозможно. В четверг, после «пинка» со стороны Суда ЕС, Рада наконец приняла решение относительно него. Теперь очередь — за Генпрокуратурой.

За следующий месяц она может спасти арест имущества Клюевых, а может завалить его.

Или, к примеру, Елена Лукаш — ее с большой вероятностью не будет в обновленном санкционном списке. Потому что действия украинских правоохранителей, которые задержали экс-министра, а потом не смогли предъявить ей юридические претензии, для Брюсселя стали наглядным показателем.

Намеренно ли создаются проблемы? Все вопросы — к ГПУ. Но факт остается фактом: затягивая процессуальные действия, прокуратура сама вычеркивает все новые и новые фамилии из украинского санкционного списка. И формальными отписками в Брюссель делу не поможешь, потому что там — наученные обманом со стороны украинских партнеров — теперь спрашивают у Киева не только о факте предъявления подозрения, но и о сути дела.

Именно поэтому ЕС еще в марте 2015 года не стал включать в обновленный санкционный перечень Андрея Портнова. Потому что обвинения ГПУ в его адрес в «присвоении заработной платы» в Брюсселе восприняли как издевательство.

А дело Портнова в Суде ЕС автоматически стало для Евросоюза проигрышным. И новые подобные дела Брюсселю не нужны.

Сергей Сидоренко. Редактор «Европейской правды»



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
18/12/2024
Наприкінці літа уряд затвердив зміни до Державної стратегії регіонального розвитку на 2021—2027 роки. Основний акцент було зроблено «на відновленні інфраструктури з урахуванням безпекових вимог...
18/12/2024
За Угодою для Програми екстреного відновлення між Японською агенцією міжнародного співробітництва (JICA) та Україною до Одеси надійшло 5 одиниць техніки...
18/12/2024
Напередодні новорічних свят в Одесі запрацювали ялинкові базари. У різних районах міста (всього 35 локацій) можна буде придбати новорічні ялинки та сосни...
18/12/2024
Володимир Зеленський заявив, що наразі країна перебуває не в слабкій, але водночас і не в достатньо сильній позиції, аби починати мирні перемовини...
Все новости



Архив номеров
декабрь 2024:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31


© 2004—2024 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.061