|
Любое государство — если желает быть настоящим государством — всегда стоит на страже своих интересов. Безопасность превыше всего! В современном мире энергетическая независимость в списке государственных приоритетов занимает особое место. Во многих странах она является догмой национальной политики, определяющей как константу наличие в домах граждан света, тепла и газа.
Увы, сегодняшняя Украина идет «своим» путем. Действия власти направлены не на укрепление энергетической безопасности государства, а на ее разрушение. Мало того, что страна находится у черты экономического дефолта и политической капитуляции, так еще все время принимаются непрофессиональные, ангажированные решения, тогда как в энергетике требуется компетентный взвешенный подход к любой проблеме.
Об этом шла речь на очередном заседании Оппозиционного правительства. Оно было посвящено вопросам состояния и реформирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а также проблеме энергетической независимости Украины. В обсуждении повестки дня приняли участие премьер-министр Оппозиционного правительства Борис Колесников, министр по вопросам ТЭК Владимир Макуха, вице-премьер-министр по реформе местного самоуправления Михаил Добкин, вице-премьер-министр по социальной политике и пенсионной реформе Наталия Королевская, министр иностранных дел Константин Грищенко, министр экологии и природных ресурсов Павел Жила и другие.
— Посмотрите, как действуют ведущие страны мира — США, Великобритания, Германия, где энергетическая безопасность является догмой национальной политики, — отметил, открывая заседание, Борис Колесников. — Как бы украинская власть ни издевалась над Западной Европой: перекрывая газ, открывая газ, не платя за газ, — они готовы даже занимать деньги Украине (в условиях дефолта), чтобы обеспечить своих граждан теплом в зимний период. Поэтому все начинается с простого — 42 миллиона украинцев должны жить в тепле, быть с горячей водой, на улицах должен гореть свет, подъезды должны быть освещены, отапливаемы.
Ссылка на энергетическую ментальность ведущих стран мира, в том числе входящих в Евросоюз, была не случайной. Ведь нынешняя власть, словно заклинание, не устает повторять неизменность курса Украины в объединенную Европу. Не представляя и не понимая при этом, насколько на континенте большое значение придается вопросу энергетической безопасности. Сколько труда, хлопот, финансовых ресурсов, организационных усилий было в свое время затрачено для того, чтобы европейцы не знали проблем с газом, электричеством, теплом.
К сожалению, Украина движется в обратном направлении. И те определенные достижения, что были накоплены за четверть века независимости, за полтора года фактически уничтожены. Страна стоит на пороге дефолта, а конфликт на Донбассе, взяв в заложники государство, привел к коллапсу весь топливно-энергетический комплекс.
По словам оппозиционного министра топливно-энергетического комплекса Владимира Макухи, только с потерей Крыма Украина лишилась на шельфе Черного моря от
2 до 5 миллиардов кубометров газа. А на Донбассе, на Юзовской площадке — до 10 млрд. кубометров газа. Боевые действия вынудили остановиться значительное число угольных предприятий. Разрушенная инфраструктура затрудняет поставки энергоресурсов потребителям не только региона, где грохочут пушки, но и в целом по стране.
— И это все усугубляется политически ангажированными непрофессиональными действиями власти в тот момент, когда для управления ТЭК, как никогда, необходимы грамотные решения, — отметил Владимир Макуха. — В угольной отрасли был взят курс на закупку угля за рубежом. Уголь поступает откуда угодно: из Российской Федерации, Африки, Польши. При этом не принимается во внимание то, что импортный уголь дороже украинского! Стоимость привозного топлива колеблется от 1800 до 2100 гривен за тонну, в то время как украинский — 1100 гривен за тонну. Импортный уголь мы покупаем за валюту, которой в стране катастрофически не хватает, раскручивая при этом инфляцию и стимулируя дальнейшее падение курса гривни.
Как отмечалось на заседании Оппозиционного правительства, непрофессиональные действия нынешней власти могут привести не только к социальным проблемам, но и к срыву грядущего отопительного сезона.
О катастрофической ситуации в топливно-энергетическом комплексе можно судить хотя бы по тому, что за последний год в Украине вдвое сократилась добыча энергетического угля. Это привело к тому, что тепловые электростанции испытывают постоянный жуткий дефицит топлива. Доходит до того, что некоторые из них полностью останавливаются. А что делать? Ведь угля нет и не предвидится.
Дефицит электроэнергии иногда достигает 2000 мегаватт. По словам Владимира Макухи, это может привести к перебоям в поставках электроэнергии, что особенно опасно в осенне-зимний период. Дошло до того, что Украина импортирует электроэнергию из России. А ведь еще два года назад наша страна была одним из главных импортеров данного ресурса в страны Восточной Европы.
Коллапс топливно-энергетического комплекса страшен для Украины не только негативными экономическими последствиями. Ведь за каждой закрытой шахтой стоят люди. Шахтеры и их семьи. Эти люди любят свою исключительно тяжелую, но нужную всем работу, они посвятили ей свою жизнь. Наверное, если бы ничего не держало в этих краях, давно бы уехали, сменили профессию. Но они остались верны шахтерскому труду.
Сегодня этих людей выбрасывают на обочину жизни. Деградация угольной отрасли, тотальная ликвидация шахт привела к колоссальной безработице в шахтерском крае. В семьи рабочих пришла самая настоящая нищета. Люди потеряли веру в завтрашний день, они не знают, что им дальше делать. А действующая власть на эти вопросы ответа не дает, предпочитая рубить откаты на закупках импортного угля. Украинские шахтеры, которые еще недавно были передовым отрядом рабочего класса страны, превращаются в изгоев...
А новый отопительный сезон не за горами. Конечно, жарким летом трудно об этом думать. Но специалисты уже все просчитали. Как отметил оппозиционный министр по вопросам ТЭК, действующее правительство не занимается решением вопроса ликвидации дефицита энергетического угля. При этом времени остается все меньше и меньше. Так, за три месяца, оставшиеся до начала отопительного сезона, необходимо доставить на склады 3 миллиона тонн угля. То есть ежедневно на тепловые электростанции должны прибывать до восьмисот вагонов с топливом. Ничего похожего не наблюдается. А это означает, что грядущей зимой обычным явлением станут веерные отключения электроэнергии и отсутствие тепла в квартирах украинцев.
В этих условиях действующая власть выбирает самоубийственное решение. Вместо того, чтобы искать варианты того, как реанимировать национальный топливно-энергетический комплекс, спасти от окончательной деградации угольную отрасль, вдохнуть жизнь в умирающие шахты, что позволит многотысячному отряду шахтеров и их семьям поверить в эффективность и социальную направленность действий нынешней власти, она, эта власть, решила... взвинтить тарифы на энергоресурсы. Интересно, на что делался расчет? Ведь очевидно, что, кроме резкого роста неплатежей населения за коммунальные услуги, это ни к чему не приведет.
— Цена на газ для самой многочисленной категории — жителей многоквартирных домов — выросла за год более чем в семь раз, тарифы на отопление — более чем в пять раз, — отметил Владимир Макуха. — Это беспрецедентный рост. Но насколько он экономически обоснован? Эксперты говорят, что газа внутренней добычи достаточно, чтобы обеспечить им население. На самом деле власть дает заниженную оценку ресурса. Достаточно политической воли руководства страны, чтобы направить добываемый «Нафтогазом» и «Укргаздобычей» газ на нужды населения. Это бы позволило снизить цену в два раза. Но, не решаясь ссориться с теми, кто присваивает этот газ, власть пошла по легкому пути — увеличивать его цену для населения до непомерных высот.
На заседании Оппозиционного правительства отмечалось, что уже четверть украинцев отказались оплачивать коммунальные услуги. Отказались из-за безвыходности ситуации. У многих украинцев стоимость услуг, спровоцированных ростом тарифов на газ и электричество, превысила половину доходов семейного бюджета. Сумма задолженности составляет сегодня 15,4 миллиарда гривен. По словам оппозиционного вице-премьер-министра по социальной политике и пенсионной реформе Наталии Королевской, если действующая власть не предпримет контрмер, долги за ЖКХ к концу года составят приблизительно 20 миллиардов гривен.
Украинцы оказались перед выбором. Либо обращаться за субсидиями, которые, учитывая нынешнее состояние системы социального обеспечения, получить достаточно сложно. Либо просто не платить. Выбирают, понятное дело, второй вариант. Не от хорошей жизни. Ну, а рост неплатежей ухудшает и так катастрофическую ситуацию в энергетике.
В своем выступлении Наталия Королевская назвала цену тарифного «эксперимента» государства над гражданами страны — 50 миллиардов гривен. Тридцать миллиардов — это объем субсидий, который государству придется выплатить малоимущим, и двадцать — задолженность по тарифам. В итоге, получается 50 миллиардов бюджетных гривен, которыми можно было бы распорядиться гораздо умнее. К примеру, в три раза поднять пенсии. Тогда люди смогут спокойно оплачивать коммунальные услуги, так как будут тратить на это не более 15 процентов своего семейного бюджета.
Поэтому настоящим издевательством над здравым смыслом выглядит то, как многие депутаты, члены правящей коалиции, отреагировали на события в Ереване. Они прямо или косвенно, но поддержали Энергетический майдан! Мол, какие молодцы жители армянских городов, что нашли смелость протестовать против не¬обоснованно завышенных тарифов на электроэнергию.
— Повышая внутри страны цены на газ в семь раз, украинская власть призывает граждан Армении добиваться снижения тарифов на электроэнергию для населения, — Борис Колесников комментирует резонансные события. — Да вы у себя в доме разберитесь! Или сами проведите Энергетический майдан против своего же правительства. Начните с себя!
Нет таких стран, по крайней мере демократических, которые дают советы кому-то, не видя проблем у себя, — подчеркнул глава Оппозиционного правительства. Борис Колесников обратил внимание участников заседания на еще одну «говорящую» деталь: все парламентские фракции, входящие в правящую коалицию, критикуют...тарифы. По всей видимости, депутаты забыли, что именно они создали и сформировали Кабинет Министров, который эти тарифы придумал!
— Тут возможны два варианта: или они забыли, что правительство — это их представители во власти, или они готовят себя к оппозиционной деятельности и проводят, так сказать, репетицию, что тоже неплохо, — подчеркнул Борис Колесников.
Отличительной чертой Оппозиционного правительства является не только конструктивная профессиональная критика действий нынешней власти, но и предложение своих вариантов решения самых насущных проблем государства. Топливно-энергетический комплекс не стал исключением. На прошедшем заседании министр по вопросам ТЭК Владимир Макуха представил программу спасения отрасли.
Она включает четыре основных направления. Первое — обеспечение приоритетности использования внутренних энергетических ресурсов, всемерное сокращение их импорта. Второе направление — обеспечение надежного энергоснабжения потребителей. Третье — обоснованная тарифная политика. Наконец, четвертое направление — проведение структурных реформ в соответствии с принципами работы европейского энергетического рынка.
Программа действий Оппозиционного правительства по спасению топливно-энергетического комплекса оформлена в виде проектов нормативно-правовых актов. Законодательные инициативы уже находятся в парламенте. Главными из них являются законопроекты, направленные на решение экономических и социальных проблем угольной отрасли. Как отметил Борис Колесников, Оппозиционное правительство будет настаивать на скорейшем рассмотрении своих законодательных инициатив и приложит все силы для их принятия.
Также народные депутаты, представляющие в парламенте Оппозиционный блок, давно подготовили законопроекты, предусматривающие введение моратория на повышение тарифов на газ, электричество, тепло для населения. Однако на рассмотрение Верховной Рады они не выносятся. Бойкотирует правящая коалиция...
Сергей Евгеньев