|
Проголосованный в парламенте закон о предоставлении Луганской и Донецкой областям так называемого «особого» статуса возмутили общество. Во-первых, самим способом голосования. Во-вторых, содержанием закона, который может привести к непредсказуемым последствиям.
Напомним, 16 сентября парламент принял законопроект «Об особом порядке местного самоуправления Донецкой и Луганской области» под авторством Петра Порошенко. К сожалению, кто конкретно за него голосовал, установить не удалось. Да и, пожалуй, не удастся. Ведь голосование проходило в таком тайном режиме, что его результаты даже не высветились на табло в зале заседаний.
Но проблемы с законностью голосования меркнут по сравнению с тем, что именно предлагается представленным законом. Аналитики убеждены: принятием этого документа создан опасный прецедент. Ведь, предоставляя «особый статус» отдельным регионам Украины, Президент открыл «ящик Пандоры». И теперь никто не удивится, если подобного особого статуса потребуют другие области страны.
Реакция на этот закон была вполне прогнозируемой. Первыми выступили депутаты из «Батьківщини», которые не дали ни одного голоса за позорные законопроекты. Андрей Шевченко сразу забил тревогу: голосование — незаконное. Позже на пресс-конференцию вышла сама Юлия Тимошенко, чтобы потребовать от Президента немедленно ветировать законы об особом статусе Донбасса и об амнистии террористов.
По мнению лидера «Батьківщини», Петр Порошенко должен исправить собственную ошибку. Ведь именно он инициировал внесение этих законов в Верховную Раду.
«Я хорошо понимаю, что эти законы инициированы именно Президентом Украины, что они проведены благодаря сильному давлению Президента на депутатов Верховной Рады. Но еще не поздно вернуться на проукраинские патриотические позиции и наложить вето на оба закона, учитывая то, что после принятия этих законов никакого мира не наступило, учитывая то, что общество возмущено принятием этих законов, учитывая то, что эти законы навязали Верховной Раде без публичного обсуждения обществом», — отметила Тимошенко.
По ее мнению, принятые документы мало чем отличаются от диктаторских законов 16 января. И те, и другие принимались тайно, без контроля общества. Разница в том, что тогда это привело к кровопролитию и гибели сотни человек. Нынешние же законы могут возмутить всю страну. Ведь реально угрожают государственному суверенитету и могут обернуться новой войной.
«Эти законы для Украины недопустимы, крайне опасны, они не начали мир в государстве, а наоборот продолжают войну, и об этом сегодня свидетельствует множество фактов», — подчеркнула Тимошенко.
Оппоненты мгновенно обвинили ее в манипуляциях во время предвыборной кампании. Мол, эта критика — не что иное, как попытка «насолить» конкуренту на выборах. Но как тогда объяснить, что подавляющее большинство экспертов, зарубежных политиков и, наконец, командиров батальонов, проливающих кровь на Донбассе, просто в шоке от принятых законов?
Так, председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко назвал этот документ капитуляцией или маневрами, но не законом. По мнению эксперта, он не соответствует Конституции и содержит часть формулировок, которые можно толковать двояко.
Не в восторге от такого «подарка» Донбасса и губернатор области Сергей Тарута. По его словам, этот закон точно не прекратит войну. «У меня как минимум 50 вопросов к принятому закону. За что погибали наши ребята? Почему мы еще в мае не провели мирные переговоры? Мне сказали, что закон якобы согласован с Россией. Но где подписи тех, кто может влиять на боевиков?» — задает Тарута закономерные вопросы.
Он подчеркнул, что боевики ДНР этот закон не воспринимают. И принудить их к миру подобными методами не удастся.
Но больше возмутились те, кто находится на передовой и рискует жизнью, чтобы не допустить раскола страны, — наши солдаты. Так, один из командиров батальона «Донбасс» Павел Кишкар признался, что с принятием этого закона бойцы получили сигнал, что дело, которое они делают, никому не нужно. А комбат «Азова» Андрей Белецкий называет вещи своими именами: «Это полная капитуляция Донбасса после сдачи Крыма, и к миру она не приведет».
Сами солдаты называют это предательством — как страны, так и воинов, которые погибли, защищая свою землю. «Как объяснить этот особый статус тем, кто потерял родных и близких, кого убили боевики и террористы?» — спрашивают они.
Эксперты даже не могут объяснить, кому, собственно, выгодно принятие этого закона. По мнению российского оппозиционера Бориса Немцова, этот «особый статус» не устраивает ни украинскую власть, ни украинскую армию, ни сепаратистов. Ведь там речь не идет о создании «Новороссии», на чем они настаивают.
Не устраивает этот закон и большинство украинцев. Ведь никто не хочет Приднестровья на собственной территории. Именно поэтому Юлия Тимошенко призывает депутатов, которые не голосовали за «особый статус», сделать все, чтобы эти законы были отменены.
Юрий Панкратенко