|
С ликвидацией Коммунистической партии в Украине левый спектр становится пустым. В государстве только начинается процесс формирования новой политической культуры и сейчас актуальным есть создание левой украинской идеи, левой украинской политической силы, которая будет выступать за социальную справедливость, «раскулачивание» олигархов, более справедливое распределение государственного богатства, которое сконцентрировано на оффшорных счетах богачей.
Об этом говорит Юрий Полунеев, бывший народный депутат, заслуженный экономист Украины.
По его словам, то, что сейчас в Украине продолжается судовое слушание о запрете КПУ, можно считать общественно полезным делом. Ведь, несмотря на то, что запрет партий — достаточно серьезный политический шаг, не должно быть таких политических сил, которые продвигают национальную вражду, шовинизм, интересы милитаристов, террористов или сепаратистов. А именно такой в последнее время стала КПУ.
— Актуальность запрета КПУ требует ответа на два вопроса: чьи интересы представляет эта партия и каковы мотивации и причины для такой инициативы? Ответы найти можно, если посмотреть на то, что КПУ делала в течение последних лет как партия, которая должна по своей классической идеологии выражать интересы простых людей не только риторикой в Верховной Раде, но и на деле. По сути, в Украине есть две Компартии — одна из них представлена в Верховной Раде фракцией, а другая — десятками тысяч людей, преимущественно пожилых, которые жили во времена Советского Союза. Одна часть — бюрократическая, коррумпированная, фактически является партией ворюг, которые спекулируют на лозунгах, — говорит Юрий Полунеев.
Эксперт отмечает: КПУ в Украине голосовала как партия власти, имела за это соответствующие должности, контролировала «хлебные» места в Украине.
— Есть еще и политический момент. Это партия, которая продвигает активную идеологию союза Украины с Россией, но не на условиях равноправных отношений, а на условиях «феодал» и «вассал», т.е. ее можно рассматривать как «пятую колонну», которая работает на врага, — отмечает Юрий Полунеев.
Зато, по его словам, левая и левоцентристская идея ярко и репрезентативно существует в Европе, к которой стремится Украина. На сегодня одной из самых мощных является партия европейских левых, объединяющая более 32 партий. Левая идея представлена не только в политике, но и в органах Европейского Союза. Треть членов Европарламента — представители европейских левых.
— Достаточно назвать Кэтрин Эштон, которая была на Майдане, Штефана Фюле и других деятелей. Из 27 стран — членов ЕС 9 имеют у власти социалистов. И это развитые страны, — отмечает эксперт.
По его словам, на самом деле европейские левые выступают за частную собственность, рыночную экономику, демократию. У них нет споров относительно существования рыночной экономики. Но есть существенное отличие: правые считают, что рыночные отношения сами приведут к справедливому распределению общественного богатства. Левые же наоборот говорят, что поскольку в мире эти отношения чрезвычайно усложнились, государство должно играть более значительную роль.
Ключевыми идеями левых в Европе есть акценты на том, что государство должно гарантировать всем людям до 30 лет работу, заботиться о развитии культуры, социальной защите, более справедливо распределять общественное богатство. Левые не выступают за тотальную национализацию, но могут выступать за национализацию тех или иных отраслей.
— У нас же 5 процентов — это очень богатые люди, а 95 — за чертой бедности. Эта социальная дифференциация — следствие капитализма. Сейчас речь идет о том, что в стране формируется новая политическая сила — Блок левых сил. Если в основу ее ляжет европейская левая идея, то перспективы этого движения могут быть большие, — говорит Юрий Полунеев.
Дмитрий Пандидов