|
Близость Одесской области к государственной границе рождает многочисленные слухи о возможном вторжении в нашу страну российской армии со стороны Приднестровья. Основным источником этой информации выступает КГБ непризнанной республики. Заявления бывают порой настолько нелепыми, что в них отказываешься верить даже после ста граммов горячительного напитка. Например, приднестровцы заявляют, что с нашей стороны работают машины с громкоговорителями, которые вещают о скором нападении войск ПМР на нашу территорию. В другом сообщении КГБ идет речь о том, что украинские националисты собирают боевые отряды для провокаций на государственной границе и даже обстреливают приднестровских пограничников.
Впрочем, ситуация действительно напряжена до предела. Войска береговой обороны ВМСУ совместно с добровольческими батальонами и пограничниками проводят маневры в непосредственной близости от фронтира, в районе Котовска, явно демонстрируя готовность дать ответ на любые агрессивные действия. Появились сообщения о том, что приднестровская армия приведена в состояние полной боевой готовности. Связано это якобы с предпринятой Россией попыткой ввести в Украину «миротворческие» силы, которые, дескать, должны поддержать войска ПМР. Попытку эту (опять-таки якобы) успешно сорвали украинские дипломаты, но кто знает, что будет завтра?
Корреспондент «Думской» отравился в приграничный Красноокнянский район, чтобы разузнать, как оно там, на возможной (не дай, конечно, бог) передовой.
После долгой тряски по разбитым дорогам приграничья попадаем на «тыловую» линию обороны — блокпост на пересечении дорог из Ставрово, Фрунзовки и Красных Окон. Здесь несут службу суровые хлопцы из морской пехоты. На асфальте — бетонные плиты, которые неспешно объезжают автомобили. Все пространство контролируется пулеметчиками из небольших огневых точек, обложенных мешками с песком. Рядом в поле вырыты окопы, которые замаскированы соломой.
Проезд через блокпост осуществляется следующим образом. Солдат тормозит автомобиль. Просит водителя показать документы и бегло осматривает салон. Если все в порядке, пропускает. Если возникли подозрения, машину направляют на специальную площадку для более детального досмотра. При этом проверяющих прикрывают боевые товарищи.
Сержант Евгений говорит, что обстановка пока спокойная: «Стоим больше месяца, ЧП никаких не было, и местные к нам уже давно привыкли».
Следующая наша точка — пункт пропуска «Платоново». На когда-то забитой машинами площадке перед ним сейчас абсолютно пусто. Через пункт проезжают только редкие машины из Молдовы и ПМР. Каждую осматривает кинолог с собакой.
«Она мне салон царапает. Можно быстрее?», — умоляет пограничника 35-летний Артур из Тирасполя. Он везет несколько ящиков винограда на продажу в Одессу и боится, что товар «не доживет» до базара.
Другой автолюбитель, Сергей, говорит, что в первый раз посещает нашу страну, хотя на родине все отговаривали его от поездки. По его словам, досмотр занимает считанные минуты, а паспорта, несмотря на заверения российских СМИ, никто не рвет.
В пресс-службе ГПСУ говорят, что за полгода через границу не пропустили всего 690 человек, в основном мужчин призывного возраста, которые не могли объяснить цель своего визита.
Начальник Южного регионального управления погранслужбы Владимир Плешко добавляет, что для жителей приграничья режим пересечения границы существенно облегчен.
«В поминальные и праздничные дни мы организуем специальные коридоры для жителей ПМР и Украины, чтобы они могли посетить родных, побывать на могилах близких людей», — отмечает он.
Генерал признается, что из-за нестабильной обстановки в стране поток транспорта через границу упал в пять раз и продолжает сокращаться.
Следующий наш пункт — приграничная полоса. От пункта пропуска поворачиваем налево и едем вдоль кордона через огромные поля подсолнечника, в которых с легкостью может спрятаться целая армия диверсантов. Спустя несколько километров выезжаем на строительную технику. Трактор с усилием вспахивает чернозем, оставляя на земле глубокие борозды. Рядом копошатся рабочие. Здесь трудится в поте лица одна из 18 инженерных групп, превращающих доселе мирную границу в сплошной укрепрайон.
Инженеры стругают колья и, вбив их в землю, растягивают проволочные заграждения. Здесь и обычная «колючка», и спираль Бруно. Вскоре эта местность зарастет травой, и контрабандисты или провокаторы запросто попадут в ловушку, из которой без помощи пограничников не выбраться. Такая же участь ожидает и колесную технику — для нее предусмотрены особые «сюрпризы». Например, сплошной ров, который тянут через весь этот участок границы.
«Нас критикуют за то, что мы якобы устроили блокаду ПМР. Но подумайте сами: пункты пропуска у нас работают нормально. Каким образом наше укрепление опасных участков границы против контрабандистов может помешать законной торговле? Глупости, да и только», — добавляет Владимир Плешко.
Начальник ЮРУ подчеркивает, что его подчиненные постоянно находятся в режиме боевой готовности, ведь там, за границей, дислоцируются почти 3,5 тыс. российских «миротворцев», от которых можно ожидать всего.
«Могут, например, переодеться в нашу в форму и устроить на своей территории провокации», — говорит пограничник.
По его словам, благодаря трем волнам частичной мобилизации удалось доукомплектовать штаты погранслужбы до 100%. Подразделения пограничников, сведенные в отдельные отряды, засели в лесопосадках и лесах у границы. Все вооружены до зубов: автоматы, пулеметы, гранатометы и гранаты. Танков и самолетов, правда, нет, но случись самое неприятное, «зеленых беретов» поддержат части Вооруженных Сил.
Вообще, если не считать отсутствия тяжелого вооружения, экипировка у ГПСУ на уровне. Имеются даже приборы ночного видения и тепловизоры. Из новинок — беспилотные летательные аппараты квадракоптеры (четырехвинтовые вертолетики с камерой), которые позволяют вести высотную разведку окрестной территории.
Конечно, ребятам давно изрядно опостылело сидеть в лесах, ожидая гипотетического нападения, которого может и не произойти, но они не унывают.
«Мы на своем месте и заняты настоящим делом, — говорит один из пограничников. — Тем более, что наша активность напугала контрабандистов, и они залегли на дно. Впервые с советских времен граница по-настоящему на замке, что не может не радовать».
Николай Горячкин. «Думская.net»