|
Соглашение об ассоциации с ЕС сейчас в центре внимания украинцев — о нем много говорят, пишут и спорят. Но, к сожалению, дискуссия ведется в основном в политической плоскости: «Вы за Европу или за Россию?», «Вы за европейский цивилизационный выбор или за возвращение в советское прошлое?», «Вы хотите жить, как в Брюсселе или как в Магадане?». Как ассоциация скажется на той или иной сфере украинской действительности — издание «Вести» публикует специальный проект, посвященный ассоциации.
Ключевая часть Соглашения об ассоциации — зона свободной торговли между Украиной и ЕС. Она упрощает продажу товаров из ЕС в Украину и из Украины в ЕС (отменяет пошлины), а также вводит в Украине европейские стандарты качества товаров и услуг, которым должны соответствовать все производители, желающие продавать товары на нашем рынке (кроме всего прочего, это означает, что наши предприятия должны перестраивать свое производство в соответствии с этими стандартами).
Второй блок соглашения — политический. Он оговаривает, что Украина должна провести реформы в законодательстве, приблизив наши законы к европейским или полностью их продублировав.
90% статей экономического блока и 50% — политического блока начнут действовать после ратификации Верховной Радой. «После подписания в Вильнюсе соглашения всеми главами 28 стран — членов ЕС и Президентом Украины документ должен рассмотреть и ратифицировать украинский парламент, после чего вступит в силу механизм временного применения, включая зону свободной торговли, то есть на период ратификации соглашения парламентами всех стран — членов ЕС. В сферу временного применения войдут экономические, регуляторные, торговые вопросы — 90% экономического блока и 50% политического», — рассказал эксперт в области евроинтеграции Александр Сушко.
Окончательно СА вступит в силу после ратификации парламентами всех стран. На это, по словам Сушко, может уйти от четырех лет и более. Впрочем, даже по экономическому блоку многие нормы (по обнулению пошлин или внедрению евростандартов) будут вводиться поэтапно. Кроме того, потребуется время, чтобы европейские товары освоили украинский рынок, а наши товары — европейский. То есть первые реальные изменения мы увидим ближе к концу следующего года.
Опыт других стран показывает, что бывает по-разному. Например, Польша стала членом ЕС через 13 лет после подписания договора об ассоциации. Хорватия — через 12. Египет заключил договор об ассоциации в 2004 году, но с тех пор, мягко говоря, к Европе не приблизился — страна пережила революцию, послереволюционный хаос, кровавый военный переворот и нынче балансирует на грани экономического краха и гражданской войны. Также никто не говорит и о вступлении в ЕС Туниса и Алжира, с которыми у европейцев тоже договор об ассоциации.
Турция получила ассоциацию 50 (!) лет назад. С тех пор она много раз просилась в ЕС, но все время получала отказ. В последние годы ее экономика чувствует себя намного лучше, чем во многих странах ЕС, и в двери Евросоюза турки как-то уже и не стучатся. Более того: Турция осуществляет идеологический дрейф в обратную от Европы сторону — в стране правят умеренные исламисты, которые грезят о возрождении величия Османской империи и ведут самостоятельную игру на Ближнем Востоке, по многим моментам противоречащую интересам Запада.
Даже «цивилизационный выбор» в пользу Европы ассоциация с ЕС сама по себе не гарантирует. Подписавшие соглашение страны вполне могут продолжать строить свои отношения с другими геополитическими игроками без оглядки на Брюссель, не отдавая страну под «внешнее управление» еврочиновников.
Нет. Переговоры по безвизовому режиму — это совершенно отдельный процесс, с ассоциацией не связанный. И подписание соглашения не означает, что мы сможем ездить в Европу без виз. По оптимистическим расчетам, безвизовый режим мы получим через года полтора — два. «Для этого нужно принять еще два закона из списка обязательных — «О создании антикоррупционного бюро» и «Антидискриминационный закон» (о правах геев при устройстве на работу, большинство депутатов выступают против него. — Ред.), — говорит Александр Сушко. — Из-за этого мы не можем выйти на вторую ступень переговоров. Хотя для принятия этих законов понадобилось бы всего полгода. Для примера, Албания, Сербия, Хорватия Черногория, которым были выдвинуты такие же требования по реформе законодательства, сделали это за 1,5 — 2 года и получили безвизовый режим. С нашими темпами, боюсь, понадобится все 5— 10 лет».
Ассоциация — это не плюс и не минус. Это возможность для Украины. Если ею мы воспользуемся — будет плюс. Не воспользуемся — минус.
Безусловно, нашим производителям будет трудно конкурировать с европейскими (особенно в первые годы). И речь даже не идет о качестве наших товаров или об эффективности работы наших предприятий. Просто стоимость денег (проценты по кредитам) у нас в несколько раз выше, чем в ЕС, объемы господдержки, которыми пользуются производители, несравнимы (не в нашу пользу). Переход на евростандарты потребует значительных инвестиций. Но все-таки шансы реализовать возможности, которые открывает ассоциация, также имеются (в ряде случаев весьма немалые).
MIGnews