|
Задолго до победы на выборах Алексей Костусев неоднократно заявлял, что коррупция в одесской мэрии достигла катастрофического уровня. А придя к власти, новый мэр еще раз подтвердил, что факты мздоимства и разграбления горбюджета прежней командой — налицо, абсолютно во всех сферах городской власти. Опросив десятки бывших и нынешних депутатов горсовета, чиновников, занимавших высокие посты в мэрии, «Сегодня» смогла вывести эдакий «бизнес-план», по которому работали управления и департаменты, ежегодно выплачивая конкретные «оброки» вышестоящим чинам. Наши собеседники пожелали сохранить инкогнито, говоря, мол, «нам в этом городе еще жить»... Все источники сошлись в одном: одесская мэрия — это гигантская коррупционная пирамида. Чиновники низшего звена обязаны нести мзду «наверх», ну, и себя «не обидеть».
ПИРАМИДА. «Человеку с улицы невозможно устроиться на прибыльную должность в мэрии, — говорит бывший начальник одного из городских КП. — Начальники управлений — это всегда люди из команды мэра: близкие знакомые, родственники. С любым новичком беседует руководство — как правило, замы мэра. Ему озвучивают конкретную цифру — сколько денег он должен отдавать «наверх». В наиболее «хлебных» управлениях эта цифра может достигать 40 млн. долл. в год!». Их руководитель должен «выкроить» из бюджетных денег и выдавить из подчиненных, которые также обязаны платить «оброк». «Личный доход руководителя может составлять от 100 тыс. долл. в год. Очень много дают разные «согласования». Тот, кто обладает правом ставить на документах печать и подпись, — тот «на коне». Мелкие чиновники работают на одну зарплату», — признается другой ныне действующий чиновник горсовета.
На сайте «Сегодня» размещена наглядная схема поборов с «хлебных департаментов» горсовета. И далее издание пишет:
ИЗ БЮДЖЕТА. По словам депутата горсовета В., в одесской мэрии существует несколько десятков «хлебных» управлений, департаментов и КП. «Прибыльные сферы разделяются на два вида — бюджетные и небюджетные. В бюджетных деньги идут за счет прямого воровства из выделенных на конкретные цели средств. А небюджетные дают прибыль за счет поборов «снизу» — с предпринимателей и населения. Как правило, это рынки», — объясняет депутат. Наиболее богатыми считаются дорожные управления и КП. «Главный источник заработка в дорожной сфере — это миллионные откаты строительных компаний за тендеры на производство работ», — уверяет бывший работник «дорожного» подразделения мэрии. Компании-подрядчики, в свою очередь, «экономят», укладывая асфальт в два слоя вместо трех-пяти заявленных. «По себестоимости квадратный метр городской дороги может стоить от 150 грн. А в актах пишут в 2-3 раза выше!» — продолжает специалист.
Схемы получения незаконной прибыли стары, как мир. В бюджетных подразделениях это — завышенные тарифы, получение бюджетных денег за невыполненные работы. На рынках — поборы с предпринимателей за аренду торговых мест и взятки. «Только «Привоз» дает от 100 тыс. долл. в месяц «черных» доходов. Большая часть идет кураторам рынка в мэрии», — поясняет одессит Г., работавший в КП «Рынок Привоз» более 5 лет.
О том, что в городских структурах власти вовсю работают коррупционные схемы, милиции известно не понаслышке. «Подтверждение этому — большое количество уголовных дел в отношении чиновников мэрии, райгосадминистраций, других подразделений горсовета, — говорит начальник ГУ УВД Одесской области Михаил Яцков. — За последний год милиция привлекла к ответственности многих чиновников за взятки». В свою очередь, мэр Одессы Алексей Костусев заявил «Сегодня»: «Мне никто не ставил никаких планов по сдаче денег «наверх». А старую коррупционную модель я сломаю. Никто никому ничего не будет заносить!».
Александр Сибирцев. «Сегодня»