|
В помещение 294-го избирательного участка люди заходили, как в парную. И не только потому, что 80-й детский сад очень хорошо отапливается. Несмотря на просторный зал, здесь яблоку негде было упасть...
— Хоть избирателей и много, процесс голосования идет нормально, — рассказала наблюдатель Валентина Болтенко. — Чтобы не создавать толчею у входа, дежурный отправляет каждого избирателя к тому столу, где обслуживается его дом. У входа в избирательные кабинки — большие очереди, потому что каждый, как минимум, 10 минут проводит в ней: не так просто разобраться с пятью бюллетенями, тем более, если до этого не определился с кандидатами.
У выхода из участка проголосовавших людей поджидали молодые люди: сразу три группы — «Качество жизни», межрегиональный центр социологических исследований и группа «RGB» — проводили экзит-пол. Далеко не все избиратели охотно отвечали на их вопросы о том, за кого отдали голос.
Основная масса жалоб, с которыми 31 октября избиратели обращались в суд, отметила судья Киевского райсуда Ольга Калашникова, касалась списков избирателей. С утра и до обеда она рассмотрела 33 заявления. Мне удалось поприсутствовать на одном из судебных заседаний, которое длилось чуть более 10 минут. Пенсионерка Лидия Кузьминична, проживающая на ул. Планетной, возмущена: пришла на свой избирательный участок, а в списках избирателей ее не нашли, хотя давно прописана по данному адресу.
Но практически всем обратившимся в суд избирателям, которых не оказалось в списках для голосования, пришлось отказать, рассказала Ольга Калашникова. И судьи действовали строго по закону. Те, кто не получил приглашение на выборы, обязаны были побеспокоиться и проверить, есть ли они в списках избирателей. А 173-я статья Кодекса об административном судопроизводстве предусматривает, что исковые заявления в суд подаются за два дня до начала голосования. Судьи не имели права ее нарушать.
Правда, как заметила Ольга Калашникова, было несколько исключений. Людям выписали приглашения, но в списках их фамилий не оказалось. В этом случае суд обязывал участковую комиссию тщательно проверить список и допустить людей к голосованию. Было еще одно нетипичное решение суда — о неправомочности исключения члена комиссии из состава участковой избирательной комиссии. Формулировка, с которой человека вывели из состава членов комиссии, была абсолютно немотивированной: в связи с неявкой на заседания. Это решение участковой избирательной комиссии суд признал неправомерным и отменил его.
В Киевском районном суде я пообщалась и с теми, кто не нашел себя в списках избирателей. В их числе и Иосиф Наумович Тартаковский. Рассказал, что в начале недели приглашение для голосования принесли только сыну. Тут же стал звонить в участковую избирательную комиссии № 47. Там заверили, что его в обязательном порядке включат в дополнительный список. А в итоге проголосовать ему так и не удалось. Слышал, что в Приморском суде подобные заявления рассматривались в пользу избирателей. Возможно, считает он, судьи и нарушали какую-то букву закона, но, в принципе, поступали верно: ведь избиратель не виноват, что недобросовестно подготовлены списки для голосования.
Татьяна Жакова