|
В день второго тура выборов Президента Украины, 7 февраля, за процессом голосования и подсчета голосов в Одесской области наблюдали 70 представителей Комитета избирателей Украины, действовали мобильные группы под руководством экспертов и наблюдатели во всех окружных избирательных комиссиях региона, сообщил председатель областной организации КИУ Анатолий Бойко.
Самой основной проблемой нынешнего голосования, по мнению Анатолия Бойко, стало внесение в списки избирателей граждан по решению участковых комиссий либо по справке из отдела ведения реестра. Многие наблюдатели сообщали о крайне низком качестве списков избирателей.
В том, что подобные факты носили не единичный характер, убедилась, побывав в Киевском районном суде. Было около 17 часов, а в фойе суда находилось больше десятка людей, которые писали заявления с просьбой разрешить им принять участие в голосовании.
— 17 января, когда пришел голосовать на свой избирательный участок, меня почему-то не оказалось в списках избирателей, — рассказывает Юрий Белоус. — Пришлось писать заявление на имя председателя комиссии, чтобы меня включили в список избирателей. На этот раз повторилась та же история. Не понимаю, почему за три недели на участок так и не попали уточненные списки. Мое заявление участковая избирательная комиссия отказалась рассматривать, поэтому пришлось ехать в суд.
Такая же история у Елены Гульчак и Тамары Брунич. В прошлый раз на участке, расположенном в школе-интернате по улице Авдеева-Черноморского, им удалось проголосовать, а 7 февраля их в списках не оказалось.
— Более чем странное приглашение на выборы моей семье пришло из участковой комиссии, что в 65-й школе на ул. Академика Королева, 90 — рассказывает Галина Денисюк. — Получили одну бумажку, в которой было написано, что приглашается на голосование «вся семья». «Подвох» раскрылся уже на избирательном участке. В списках не оказалось ни меня, ни моего брата, который пять лет прописан в моем доме, а я здесь проживаю 30 лет. А вот невестка, которая три года назад выписалась, была в избирательном списке. Однако здесь она не смогла проголосовать, поскольку в паспорте был новый адрес регистрации, а по месту прописки ее в списках не оказалось.
2,5 часа ожидал своей очереди 22-летний Евгений, чтобы попасть к судье Николаю Непораде. В списках избирателей на участке, расположенном в школе-интернате по ул. Репина, 1, он отсутствовал. И таких «забытых» избирателей было достаточно много. Но в суд решили обратиться только единицы.
Андрей Заикин здание Киевского райсуда покидал расстроенным: судья отказал ему в праве голосовать. Андрей прописан в Вилково, но проживает у жены в Киевском районе. В прошлый раз, 17 января, на основании открепительного талона из Вилково, его внесли в дополнительный список, и он проголосовал. Сейчас судья мотивировал свое решение тем, что избиратель якобы мог проголосовать дважды: и в Вилково, и в Одессе...
Не скрывала своего возмущения супружеская пара Владимир Акимович и Людмила Ильинична Григоращенко. Четыре часа просидели они в очереди в ожидании решения и получили отказ.
— Мне 65 лет, я родилась в Одессе, всегда ходила на голосования, а сегодня меня лишили законного конституционного права, — негодует Людмила Ильинична. — Все дело в том, что идет переоформление дома в переулке Демченко, где проживаем с мужем. Есть справка, что документы находятся на регистрации, но судью это не убедило.
Многие избиратели, звонившие на «горячую линию» областной организации КИУ, выражали возмущение тем, что не нашли себя в списках, рассказывает Анатолий Бойко. Хотя большинство из них в первом туре голосования на законных основаниях были внесены в списки избирателей, в том числе и через суд.
Многочисленные нарушеня наблюдатели КИУ выявили при выдаче бюллетеней. На некоторых участках избиратели получали их по пенсионным удостоверениям, военным билетам, документам участников войны и даже по доверенностям.
И еще на одну «особенность» нынешнего голосования обратил внимание Анатолий Бойко. Практически во всех округах Одесской области были участки с аномально высоким количеством избирателей, голосующих на дому. Так, на участке № 68 139-го округа было 17% голосующих на дому, на 23-м участке 140-го округа — 14%, на 26-м участке 145-го округа и 13-м 144-го округа каждый десятый избиратель пожелал бросить бюллетень в урну дома.
Татьяна Жакова