|
Владимир Прохоров родился в г. Фрунзе (ныне Бишкек, столица Кыргызстана) в 1955 году. Окончил художественный факультет ВГИКа. С 1988 до 1994 года работал художником-постановщиком на Одесской киностудии. После ее развала сосредоточился на живописи и стал известным в городе художником-портретистом.
Над картиной «Явление Христа» Прохоров работал почти год. А перед этим побывал в монастыре «Оптина пустынь», куда когда-то ездил на этюды. Картина получилась необычная. Фон и нимб написаны, как на иконах, но сам Христос изображен, как живой человек. Он смотрит на нас удивленными круглыми глазами, разводит руками и как будто пытается выйти из пространства картины, чтобы понять, что происходит. Есть некоторое внешнее сходство между Христом на картине и самим художником. Хотя, по утверждению Прохорова, он не только не стремился к этому сходству, но и всячески его избегал.
На открытии выставки искусствовед Ирина Тимохова сравнила эту работу с картинами Крамского «Христос в пустыне» и Иванова «Явление Христа народу». А также противопоставила ее современному искусству, которое либо декоративно, либо пропагандирует дисгармонию и зло.
Открытие этой выставки является одновременно открытием трех отремонтированных залов на втором этаже. Они стали второй выставочной площадкой музея. Пока что в них будут проходить выставки современных художников. А когда ремонт второго этажа полностью закончится, туда вернется экспозиция итальянского искусства.
Елена КАМИНСКАЯ.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
издано в Одессе
Фантастика Наиля Муратова
В издательстве «Друк» опубликована первая книга прозы Наиля Муратова «Королева эльфов»
Я рад, что за долгие годы в Одессе появилась настоящая книга фантастики, потому что некоторые попытки наших авторов (а они были) по сравнению с этой книгой кажутся робкими и неуклюжими, а вот Наилю Муратову (ученому-химику) удалось доказать в канун нового, 2009 года, что жанр фантастики не сошел на нет; просто следует писать ярко, живо и талантливо и не быть эпигоном прославленных мастеров этого жанра. Меня радует, что Муратов сотворил свой фантастический мир, где множество реалий напоминают нашу повседневную жизнь, слишком даже повседневную и отнюдь не фантастическую. Но думается, что эта книга будет востребована читателями, потому что герой центрального романа Муратова, давшего название книге, Ник Кронберг, испытывает слишком много в своей жизни, целый каскад приключений, но остается самим собой — гордым, независимым, полагающимся, прежде всего, на самого себя. И никогда не кланяющимся власть предержащим.
Ник Кронберг подвергается многим испытаниям, но в его душе сохраняется звездный свет, пусть об этом в романе ничего не говорится. Звездный свет детства, потому что маленькие принцы, в конце концов, вырастают — такова логика жизни. Ник Кронберг — повзрослевший Маленький принц. И вместе с тем один из нас, вернее, один из наших потомков. Потому что в будущем наверняка повзрослевших маленьких принцев будет больше, чем сейчас. Мне это подсказывает интуиция. А самому Кронбергу именно интуиция помогала выжить, когда он стоял на краю пропасти, но все-таки не падал в нее.
В этом романе все очень цельно и убедительно, будто и вправду существует связь с будущими временами, а Наилю Муратову удалось ее нащупать, благодаря своему на этот раз не научному, а литературному эксперименту. И заставить своего главного героя Ника Кронберга каким-то телепатическим образом держать связь с ним, автором. Возможно, благодаря телефону будущих времен, о зуммере которого писал один из лучших русских поэтов прошедшего века Арсений Тарковский.
Я намеренно не пересказываю сюжетных линий романа «Королева эльфов», потому что мне хочется, чтобы у этой книги было как можно больше читателей любого возраста. Профессоров, доцентов, студентов и школьников. Молодым читателям наверняка понравятся любовные истории, происходившие с Ником Кронбергом. Их всего три. Но как замечательно выписана Литина, главная любовь «международного комиссара первого ранга» Ника Кронберга!
Роман этот, на мой взгляд, очень кинематографичен — готовый сценарий. Осталось найти деньги и кинорежиссера уровня Андрея Тарковского.
А вот в рассказах «Кукушонок», «Мастер и Бегемот» автор насмехается над всеми на свете нашими слабостями (и своими тоже). Порой он даже язвит, но делает это с легкой усмешкой, как настоящий фантаст, да еще и одессит.
Везде (не только в нашей стране) ширится экономический кризис, но наперекор ему издательства выпускают хорошие книги. И книга «Королева эльфов» из их числа.
Игорь ПОТОЦКИЙ.
поэтический вечер
«Жить в своем времени, как в мегаполисе»
Не всегда бывает так, что публика не отпускает, просит исполнить что-нибудь еще... Но это был именно такой случай. В рамках благотворительной культурно-просветительской акции «Рождественские вечера-2009», проводимой областным Советом мира совместно с Одесской епархией, в Ореховой гостиной Дома ученых прошел творческий вечер поэта Юлии Петрусевичюте. Зал был арендован только на час, аудитория же расходиться категорически не хотела. Это при том, что сама Юлия своих стихов практически не читает.
— Дело в том, что, когда я заучиваю то или иное свое стихотворение наизусть, потом трудно сочинять новое. Получается борьба с прежним, которое так и вертится на языке. Возможны и другие варианты, но — у других поэтов. А у меня — вот так... — говорит Юлия.
Зато как прекрасно она читает Бродского и Мандельштама, которых считает своими учителями в поэзии (особенно последнего). Ведь Юлия Петрусевичюте не только сочиняет стихи, но еще и работает в Театре юного зрителя помощником режиссера, пробует себя в качестве актрисы. Артистизма ей не занимать, не зря выросла в театральной семье. Юлина мама, заслуженная артистка Украины Валентина Губская, исполняет стихи дочери, разумеется, со своими индивидуальными интонациями, с новыми акцентами: «Все перекручивать, переиначивать, все наизнанку, как мех, выворачивать, и никаких векселей не оплачивать — ну, предъявителей не узнавать...». А в оригинале спокойно и просто: «... и предъявителей не узнавать», Юлия с наигранной суровостью хмурит бровь, однако ее выдает восхищенный взгляд, она гордится на самом деле своей блистательной матерью, допускает возможность различного интерпретирования своих строк.
В этот вечер прозвучали стихи, опубликованные двумя годами раньше в Юлиной книге «Киммерийская Лета». Образный мир этой поэзии строг и драматичен, пронизан степными мотивами — стелящимися дымами, заросшими дорогами, присыпанным пеплом осотом да верстовыми столбами. Хотя есть и другое: детское ожидание чуда, сказки, озвученный внутренний диалог с Шекспиром времен «Двенадцатой ночи» («В этом холоде, лязге, я слышу то флейту, то скрипку...»), с Гофманом, гениально сочинившим сказку о Щелкунчике («... оживлять каждый кубик игрушки, не стоящей нашей печали»).
Очень возможно, скоро сбудется мечта Юлии Петрусевичюте, и с группой единомышленников-артистов сыграет она в том же Доме ученых «Щелкунчика», как уже разыгрывала «Принцессу Брамбиллу» в девяностых (лучшей Джачинты до сих пор не видела и представить не могу).
А пока... зрители неохотно расходятся.
Областной Совет мира последовательно знакомит горожан с творчеством современных одесских поэтов как молодых, так и зрелых. На этот раз слушателям стала ближе Юлия Петрусевичюте, чье творчество не зря вдохновлено высокими образцами поэзии Мандельштама и Бродского, а также Анны Ахматовой, которую Юля, кстати, с гордостью причисляет к одесским поэтам, по месту рождения...
Мария ГУДЫМА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
Солнечный январь Аллы Куприяновой
У нее звучное имя «Алла» — имя полиндром, которое одинаково читается с двух сторон. Это имя ей нравится гораздо больше, чем фамилия Куприянова, поэтому только имя красуется на ее афишах. Впереди ее ждет выставочный марафон по городам Украины и Европы, но свою первую персональную выставку художница из Днепропетровска решила провести в Одессе.
ВЫСТАВКА КУПРИЯНОВОЙ «ОТРАЖЕНИЯ» — как новогодний подарок. Из уютных залов Литературного музея уходить не хочется. Пришедший на выставку заслуженный артист Украины Олег Школьник поделился своими впечатлениями: «На улице промозгло, серо, в душе тревожно, вокруг только и слышишь пугающее слово «кризис», а тут светит солнце, сияют краски, от которых тепло и радостно на душе. Хочется жить!».
Уже сами названия работ дизайнера, музыканта, поэтессы, художницы Куприяновой — «А я на море», «Пианистка», «Пробуждение» — говорят о том, что она изображает мир своей души. Многие ее работы — это явные и скрытые автопортреты. «Я здесь и я везде, дыханье затаив ищу, а где же я?» — признается она в одном из своих стихотворений. Ожидающая свое счастье Аэлита, женщина-одуванчик, рыбка, плавающая против течения — это все она. В то время, когда многие творческие люди — музыканты, учителя, врачи — уходили в бизнес, успешная бизнес-леди Алла Куприянова обратилась к живописи и ни на минуту не пожалела о перемене судьбы. «Если ты не делаешь ничего неожиданного, то тебя не ждет ничего неожиданного», — считает она.
Поэтический талант, музыкальность и артистизм Аллы никем и никогда не оспаривались, но, как говорят, от судьбы не уйдешь. Разносторонняя в своем творчестве, 16 лет назад она сделала окончательный выбор: не стать живописцем, будучи им от природы, оказалось невозможно. Ее работа «Пробуждение» передает это потрясающее состояние упругой линией и радужными цветами. За это время художницей пройден большой путь. Она пишет много, буквально захлебываясь от нетерпеливого желания высказаться. Ее живопись увлекает за пределы картины, дает возможность оказаться на море и разделить чувство радости — «Я на море». Свою фигуру, платок, море Алла объединила сетью кракелюр, создав настроение всеобщего единства и согласия.
Ее искусство — это живопись интуиции, искусство намекать и внушать. «Ничего о себе не знаешь, только со временем начинаешь себя понимать». Ее «Философия» — это натюрморт, состоящий из образов-символов, помогающих раскрыть внутренний мир художницы. На неустойчивом столе помещен женоподобный сосуд, рядом — выросший в размерах разрезанный апельсин, символизирующий то ли колесо Фортуны, то ли сладость жизни. Рядом со столом — шахматная доска, намекающая на черно-белую чересполосицу жизни — игры; театральная маска — мир увлечений. Квадратик окошка говорит о восприятии жизни в розовом цвете, а лестница, ведущая наверх — это предчувствие. Алла ищет свою судьбу и к своей цели идет семимильными шагами.
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей. «Ключ к ее творчеству» следует искать среди подробностей повседневной жизни, изменчивости женского настроения. Настроение изменяет ее почерк, манеру письма, отсюда ее полистилизм: от реализма она переходит к абстракционизму, символизму, фовизму, экспрессионизму. Она любит повторять слова Пабло Пикассо: «Бог — такой же художник, как другие художники. Он создал жирафа, слона и кошку. У него нет своего стиля. Просто он всякий раз пробует сделать что-то другое».
Творчество для не не бегство от реальности, и не средство забыться, это веселое ремесло и умное веселье. Интонации многих ее работ озорны и ироничны. Алла сберегла свежесть детства и восприятия вещей. Одесситам понравится ее чувство юмора, так очаровательно воплощенное в забавном коте, увиденном сквозь выпуклое стекло аквариума, в колоритном портрете еврея. Встреча с подругой, рассказывающей о своих многочисленных победах на любовном фронте, воплотилась в образе «Илонки», которая может играючи, как кукловод, крутить-вертеть многими мужчинами. В работе «Украина» представлены два торса — мужской и женский, лежащие рядом на пляже, но в противоположном друг другу направлении. Цвета их купальных костюмов — бело-красный и синий — вызывают у украинского зрителя горькую усмешку. Фольклорные мотивы звучат в работах «Писанка», «Закоханi».
Хотя профессиональным поприщем Аллы стало изобразительное искусство, она сохранила преданность музыке. Музыкой, ее ритмами, аккордами проникнуто большинство картин художницы. В ее разнообразных работах представлены, пожалуй, все музыкальные ритмы: джаз, хип-хоп, рэп, фолк. Цвет она употребляет энигматически (загадочно-условно), не для передачи рисунка, а для вызывания музыкальных ощущений. Она создает музыку цвета. И хотя музыка и цвет не тождественны, но их пути параллельны. Предчувствие музыки — уже счастье. «Звуки музыки» Алла написала сразу после концерта Пола Маккартни в Киеве. В тот вечер лил сильный дождь, и множество зонтиков создавали своеобразную музыкально-ритмическую партитуру ее картины. Алла любит не только музыку, но и танец. В танце жизнь становится напряженнее, движения выразительнее, такова ее «Сингарелла».
Новый поворот — серия «Женщины — цветы», в которой автор решила найти такой пластический ход, чтобы разнохарактерные женские образы соединить с цветами. Так появилась женщина-вьюнок, нуждающаяся в опоре, грустная и милая девушка-ромашка, восторженно-летящая фигура одуванчика, загадочная орхидея ... В пластике и цвете находит она формулу красоты. То форму замыкает в жесткий контур, то видит ее дышащей открыткой; от графики переходит к живописи, выразительности цвета. Фигуры обрисованы гибкими, упругими линиями. Их изображения подобны живому организму, способному к саморазвитию. Алла отказывалась от смешения цветов, светотени во имя чистоты цвета. Ее декоративные панно, написанные акрилом, являются своеобразным генератором света. Творчество Куприяновой расцветает от любви. Муза любовной поэзии Эрата всегда рядом с ней: «Ведь я живу, когда люблю. И я люблю, пока живая». Ее во многом эротическое искусство — как обещание счастья, когда все — впереди, все — предстоит.
Теперь, работая над женщинами-цветами, ее кумиром становится чародей цвета Анри Матисс, считающий, что современное искусство — это искусство воображения. В его основе лежит душевный порыв, поэтому по самому своему существу оно близко искусству архаики и примитивов, а не искусству Ренессанса. Искусство Аллы подобно живому организму, который нельзя постичь через формулу и правило. Ее главный козырь — искренность, естественность. За простой ее композицией стоит много работы, ведь известно, что простота не просит, а требует безошибочных решений.
А еще есть в ее работах то, что нельзя передать словами, некий магнетизм выражающийся в легкости приобретения сторонников своего творчества. Одесский зритель тепло встретил работы Куприяновой. На сегодняшний день у Аллы есть своя группа поддержки, есть арт-менеджер, так что ей можно не беспокоиться о хлебе насущном в такое нестабильное время и работать для души. Она по-прежнему ожидает чудо и любит дарить радость.
Ирина ТИМОХОВА.
Искусствовед.
«Поэзия простых вещей»
В Музее современного искусства, что в Сабанском пер. 4а, открылась выставка Ольги Брюзгиной под названием «Быт».
На этой выставке не увидишь ни портретов, ни пейзажей. Герои ее — простые незайтеливые предметы быта, чья структура в повседневной жизни либо объединяет, либо разъединяет общность людей, а вещи этого быта во все времена меняли и меняют, свою форму в зависимости от функциональности.
Ольга Брюзгина смотрит на мир необычно, по-своему чувствуя и отображая мир будничных предметов. Любая вещь, попавшая в поле зрения художницы, преображается на ее холстах, обретая свою собственную душу, а иногда и особый философский смысл, и всегда становится объектом пристального изучения автора.
Запечатлеть для будущего уходящие в небытие предметы быта, сохранить визуальную форму этих вещей как воспоминание о прошлом, воспеть эти обазы-предметы напоминающие о нас, прежних, — вот основная концепция выставки.
Несмотря на юный возраст (художнице всего лишь 23), ей присуща культура художественного мышления, подачи изображаемого предмета. Ольга отображает правду ускользающей жизни, а обыденность самых обыкновенных вещей опоэтизирована и романтична и несет явную либо скрытую эстетическую значимость.
Чем дольше всматриваешься в холсты, тем более явными становятся зрителю ассоциативные связи. А логика объектов работ несет свою догадку, свой секрет.
Казалось бы, чем могут привлечь нас обыкновенные бельевые прищепки? Но закручиваемые нитью-спиралью, они увлекают нас в просторы яростно-солнечной бесконечности. Вот дуэт английских булавок. Они не колют, не ссорятся между собой, а ведут трогательно-тихий диалог вполне одушевленных живых существ. Маленькая конфета Чупа-чупс, съедаемая на десерт, кичится своей сладостью и вырастает в собственных глазах до размеров Земного шара (полотно поражает своим огромным форматом). Яркий изумруд зелени весны хорош сам по себе. Но неприметный серый бетонный столб еще больше украшает ее своими нитями-проводами, окружив себя кампанией переливающихся всеми цветами радуги стеклянно-прозрачными изоляторами, чувствуя себя при этом героем.
Игра в простые вещи продолжается!
Одинокий в своей старомодности телефонный аппарат тщетно ждет звонка. Куда ему, бедняге! Ведь сегодня соперник — мобильник — не оставит ему никаких шансов. Отдыхает в «санатории» (название картины), повиснув на большом блестящем гвозде, так нужный когда-то всем большой трудяга-кипятильник. Застыл в холоде зимы и в философских раздумьях «духовный» (работа «Духовность») дряхлый вентилятор. Его веселый собрат лихо закручивает вихри жизни, маня «душевностью» и увлекая в веселый хоровод все краски ярко-радужного лета (холст «Душевность»). Упала в безысходной растерянности печали телефонная трубка из-за внезапно прерванного важного разговора (быть может, это к лучшему?). Красочно-яркими мажорными аккордами играют... огромные чемоданы. Они в предвкушении праздника жизни — поездки в экзотическое путешествие...
Глядя на холсты этой талантливой перспективной художницы, заряжаешься мощью позитивной энергетики. Эмоциональная темпераментная палитра всех без исключения работ насыщена сочными разноцветными пятнами, сверкая звонкими цветовыми соотношениями.
Вероятно, многие из изображенных предметов нынешнего быта (таких, как старые стоп-краны, морские лампы-фонари, кубик Рубика, допотопные кеды, сандалии, сапоги и многое другое) вскоре будут забыты навсегда. Но нет тягостной ностальгии по прошлому в Олиных работах. Это лишь воспоминание об уходящем времени.
Надеюсь, канет в Лету и нынешняя «газовая война». И лишь холст «Газпром» с изображенным на нем красивым голубым свечением горящего газа будет напоминать о проблеме прошлого.
А выставка молодой художницы запомнится искренностью, оптимизмом, честным отношением автора к профессии живописца.
Людмила ФУКИ.