|
Узнав на днях про то, что в оперном театре снова сменили директора, я пришла в растерянность: «кадровая чехарда» в театрах и филармонии Одессы уже сделалась обыкновением, но улучшается ли от этого качество спектаклей и концертов, качество жизни артистов?.. Тем не менее, 13 января губернатор подписал контракт с Владимиром Федоровичем Палиенко: заместитель городского головы по вопросам культуры вступил в должность директора Одесского академического театра оперы и балета и был представлен коллективу.
Это обстоятельство, а также еще явление Одесскому русскому театру «спасителя» в виде режиссерской коллегии — троицы приглашенных режиссеров, — послужило поводом для разговора о проблемах театров с начальником управления культуры облгосадминистрации Надеждой Матвеевной БАБИЧ.
СВОИ СОМНЕНИЯ я изложила примерно так. Ничего не могу иметь против кандидатуры В.Ф. Палиенко как таковой, однако до него, на моей памяти, работали в оперном три директора, не просто со специальным образованием, но сугубые практики оперной сцены, и те, изволите видеть, по каким-то показателям «не справились». Хотя... кто такой, по сути, директор театра? Организатор театрального производства, материально ответственное лицо, администратор. И потому должен быть «в тени»: не его фамилия, но имя художественного руководителя, главного режиссера (дирижера) делает театр! Творческая воля, творческая идея, талант режиссера делают театр! А у нас, в Одессе, чуть заговоришь о театре, возникает фамилия только директора (кроме, разве что, украинского театра). Да, не вошли ли наши директора во вкус самодержавного правления? Так-таки нет кандидатур на должность «главрежа», даже когда в Одессе, попечениями того же губернатора Сергея Гриневецкого, решен «квартирный вопрос» приезжих режиссеров?..
Ответные аргументы Надежды Матвеевны были таковы. Кандидатуру Владимира Палиенко на должность театрального директора она, естественно, не считает себя вправе обсуждать после того, как контракт подписан; в выборе этой кандидатуры последнее слово — за губернатором. У прежнего директора оперного театра истек срок контракта... Почему же контракт не продлили? На такие вопросы, замечу от себя, у нас не отвечают...
Владимир Федорович Палиенко, отметила Н.М. Бабич, будет активно ездить в столицы в поисках художественного руководителя для театра. А как раз на день нашей с нею беседы назначена была ее встреча с новым директором оперного: предстоял основательный разговор о репертуарной политике, о согласовании этой политики с Министерством культуры и о том, как нам привлечь Министерство культуры и искусств Украины к решению наших постановочных проблем, то есть к некоторому финансированию спектаклей.
Трудность в том, и это не в первый раз говорит мне Надежда Матвеевна Бабич, что сегодня большинство режиссеров уже не хотят «тянуть лямку» на одном месте, брать на себя постоянную ответственность за театральный коллектив. Театральный процесс нынче все больше сводится к ангажементу, люди предпочитают работать по контракту, гастрольно. Вот и директор театра музкомедии Елена Редько немало искала, и в Киеве, и в Москве, но пока что безрезультатно...
«На мизерной-то зарплате», — заметила я. «Ну, про мизерность театральных зарплат — это уже мифология!..» — возразила Бабич и тут же попросила своих подчиненных ознакомить меня с методикой расчета зарплат творческих работников театров, каковые цифры я и привожу любознательному читателю. Должностной оклад артиста хора высшей категории в оперном театре — 333 грн., плюс 333 грн. — стопроцентная надбавка за академичность, плюс 99,9 грн. — «губернаторская надбавка» к должностному окладу, итого 765,9 грн., минус, замечу, всяческие вычеты — все же скромно... Артист хора второй категории имеет в месяц 667 грн.; главный дирижер — 991,3 грн. (это с 100% «академических» и с губернаторской надбавкой).
Должностной оклад артиста высшей категории в драматическом театре 388 грн., 30% «губернаторских» — 116,4 грн., итого 504,4 грн., минус вычеты... Могло бы и поболее быть, и до этой высшей категории еще дожить надо, но... Это уже не в полномочиях областных госадминистраций — это дело правительственное, устанавливать тарифные ставки!..
Кстати, о губернаторской надбавке. Мы вправе ею гордиться: ни в одной области Украины нет таковой, это — «ноу хау» нашего губернатора; правда, в Донецке ввели 100% надбавки к окладу артистов в одном-единственном театре — оперы и балета, но в Одессе-то шесть театров плюс филармония! С другой стороны, надбавка эта, составлявшая 50% должностного оклада, в наступившем 2005 году уменьшилась до 30%, больше бюджет не тянет. Вот и на постановочные расходы театров в нынешнем бюджете области, на 2005 год, средства не запланированы.
То-то наш оперный рвется получить статус национального театра: с получением такового статуса филармоническим оркестром, к примеру, его финансовое положение значительно улучшилось. Губернатор С.Р. Гриневецкий «пробивает» этот вопрос в Киеве; уже около года назад начальник облуправления культуры беседовала с министром культуры Юрием Богуцким о статусе Одесского оперного театра и вроде бы заручилась поддержкой. Вроде бы, говорю я, имея прецедентом сходную проблему Одесской киностудии...
«Но что мы предъявим для соискания статуса национального театра? — говорит Н.М. Бабич. — Отреставрированные стены, интерьеры? На повестке дня у оперного театра — укрепление кадрового потенциала, привлечение солистов, хороших режиссеров-постановщиков».
ПОД ЭЙФОРИЮ «начального капитализма» театры были превращены в хозрасчетные предприятия, и только теперь спохватились, слишком очевидно стало, что театр — вещь изначально «планово-убыточная». Приходится в областном бюджете предусматривать дотацию «на покрытие убытков», и дотация эта немалая. Считается, что театры зарабатывают, сдавая залы в аренду гастролерам. И в свете этого вспомнилось замечание, прозвучавшее на XXI сессии областного Совета: почему поступления в доходную часть бюджета от этих заработков запланированы в мизерном объеме — 40 тыс. грн. на год?.. Н. М. Бабич прокомментировала это так: «На спецсчет театра поступают деньги именно как арендная плата за использование зала. Это в Одессе составляет от 2 до 6 тыс. грн., в зависимости от вместимости зала. «Красная цена» филармонии, валовый доход с одного мероприятия, 2 тысячи гривень, в музкомедии может «набежать» и 6 тысяч. Деньги же от продажи билетов получает, разумеется, организатор гастролей, он же и устанавливает цены на билеты». Вот с «арендных» та же музкомедия и выкраивает себе «постановочные». Которых тоже может не хватить... Ну, а насчет поступлений в бюджет, скажем мы, — пусть КРУ не дремлет!..
А уж коль существуют дотации государства (а тем паче, если государство спохватится настолько, чтобы вновь взять все театры на свое попечение), — почему театры сочли, что никому не подотчетны в формировании репертуара, в том, что получилось на сцене?.. «Театр потратил свои деньги!..» — говорят директора. Позвольте, чьи — свои? — задает вопрос Н. Бабич. — Из директорского кармана? Нет: со спецсчета театра. Которые можно бы и на зарплату потратить, коль скоро вы на хозрасчете и у вас свобода творчества. А выходит так, что выбор слабой пьесы, приглашение посредственного постановщика покрываются за счет государства. Я понимаю, что в театрах Одессы был сложный период: реставрации, простои. Но теперь-то уж пора начать отделять зерна от плевел. Пора давать качественную продукцию: спектакль, на который зритель захочет вернуться! Аншлаг на премьере — это еще не показатель: зритель тоже соскучился, по причине театральных простоев. Спросим, получает ли зритель ожидаемое, то, на что он рассчитывал, покупая билет? Почему пустуют залы на многих спектаклях одесских театров — от бедности публики? Но в те же «арендуемые» залы публика ломится! Вопрос надо так ставить: захочет ли зритель прийти на тот же спектакль второй раз?»
«Театральный процесс должен быть прозрачным и контролируемым общественностью, специалистами, — считает Надежда Бабич. — Не «управляемым», а корректируемым. Сейчас я инициировала на совещании директоров создание художественного совета (может, назовем его коллегией) при управлении культуры. В совет должны войти театральные критики, главные режиссеры, искусствоведы, педагоги вузов — культурологи, специалисты театра, директора». Задача, подчеркивает Бабич, такова: не «давить авторитетом», а вывести на диалог все, что происходит в театрах Одессы, определяя приоритеты в репертуаре.
Планируется и проведение мастер-классов при конференции в Одессе на тему «Русский театр в Украине», которая, оплачиваемая Союзом театральных деятелей России при соучредительстве Министерства культуры и искусств Украины, должна теперь стать ежегодной.
В ПЛАНАХ на 2005 год — обменные гастроли Одесского русского театра в Таллинне, в Эстонии. На материальную помощь ветеранам сцены в бюджете-2005 запланировано 18 тысяч гривень, кторые будут выделены региональному отделению НСТД. Для ветеранов — членов творческих союзов — предусмотрено 10 стипендий, по 90 грн. ежемесячно. Выделены деньги и на проведение акции «Мастера искусств — труженикам села»: на концерты и спектакли в области. И еще: весной нас ожидает международный фест «Одесса — Интертеатр-2005».
Пока же в управлении культуры облгосадминистрации готовится положение о художественном совете и приказ по управлению. Необходимость, отметим, назрела. И все же, как бы ни судил-рядил худсовет, ему не стать «генератором идей», каковым может быть только «худрук»...
Тина АРСЕНЬЕВА.