|
Ассоциация одесских карикатуристов совместно с информационным агент"ством «Промедиа» (издание газеты «Базар», журнала «Деловая среда» и др.) и юмористическим журналом «Фонтан» инициирует проведение международного конкурса карикатуры под названием «Город и море» (City & Sea). Этот праздник рисованного юмора состоится в Одессе с 25 августа по 2 сентября 2008 года. Подведение итогов конкурса и награждение победителей состоится непосредственно в День города, то есть именно 2 сентября, когда финал состязания карикатуристов может стать одним из центральных событий праздника.
Карикатура (юмористический рисунок) — один из самых демократичных жанров изобразительного искусства, позволяющий в доступной форме раскрыть и популяризировать тему. Языковые барьеры тут снимаются напрочь. И не случайно проведение конкурсов и фестивалей карикатуры во многих странах стало хорошей традицией. Такие по условию занятные мероприятия становятся хорошим информационным поводом для организаторов и устроителей, используются мэриями городов и крупными компаниями для поддержания своего имиджа. Кому, как не Одессе, признанному центру юмора, стать территорией конкурса карикатуры? Ассоциация одесских карикатуристов обладает обширной базой адресов коллег (даже всемирно известных), так что на конкурс гарантированно пришлют свои работы около трехсот авторов из тридцати-сорока стран. А если учесть, что обычно каждым участником присылается три-четыре рисунка, то конкурсный фонд будет насчитывать до тысячи работ. Надо сказать, что за первые десять дней после того, как был объявлен конкурс, тут же поступили работы более сорока авторов из двадцати стран. Организаторы сами не ожидали такого отклика...
— На самом деле мы сейчас занимаемся не чем-нибудь новым, но возрождением тех добрых традиций, которые существовали в Одессе, — рассказывает председатель Ассоциации одесских карикатуристов Петр Сигута. — Мы знаем великолепную школу одесских карикатуристов начала ХХ века — Фазини, Линского и других. В советское время традиции получили продолжение. На излете существования СССР при Объединении молодежных клубов (ОМК) существовал Клуб одесских карикатуристов (КОК), в котором работали Леонид Левицкий, Владимир Шинкаревский, Валентин Бородай, Владимир Лохтин, Аркадий Цыкун. Сейчас вся эта славная плеяда разъехалась из Одессы, к сожалению... Сегодня в нашем городе известны своими работами в жанре карикатуры Александр Барабанщиков, Валентин Стоянов, Виктор Джевага, Борис Лукин и ваш покорный слуга. Период девяностых годов можно охарактеризовать как провальный в области карикатуры. А вот на рубеже восьмидесятых-девяностых были проведены несколько международных фестивалей карикатуры, но потом ведь наступил политический и экономический хаос, организация серьезных культурных мероприятий стала невозможной, и все угасло.
Совершенно логично, что сегодня мы возрождаем череду конкурсов, более того, делаем их ежегодными, хотя раньше это были биеннале. Тема первого конкурса сформулирована: «Город и море». Делая на ней акцент, мы получаем возможность тут же задействовать туристический потенциал Одессы. Надеемся, что наши выставки, которые должны стать новым туристическим объектом в Одессе, пожелают и смогут увидеть как можно больше одесситов и гостей города. Рассчитываем с 20 июля начать экспонировать в галерее «Подвал» на Александровском проспекте, 27 конкурсные работы. Кульминацией конкурса станет 2 сентября, когда выставка участников состоится на Приморском бульваре наряду с выставкой цветов. А экспозиция израильских карикатуристов из Хайфы будет показана во Всемирном клубе одесситов.
Петр Павлович рассказал также, что в перспективе ежегодный конкурс может включать в себя не только рисованные карикатуры, но также малые формы, например, маски. Пресс-центр Ассоциации судовладельцев Украины предлагает провезти выставку конкурсных работ по приморским городам — Варне, Стамбулу, Поти, Батуми, Сочи.
Мария ГУДЫМА.
Работы, присланные на конкурс Сергеем Тюниным (Россия), Рене Буше (Франция), Арсеном Геворкяном (Армения).
Привет от славян!..
Они молоды. У каждого в активе высшее музыкальное образование. А уж что талантливы — тому свидетель одесский Горсад, который они воскресным вечерком 13 июля так завертели в пляске, что... заплясал в Горсаду народ солидный, враз ударив бедами оземь! И детишки с бабушками — тоже.
От горсадовской беседки вдруг — посвист-гик да такие разлей-море голоса, что ноги сами понесли в толпу. Глазам как-то не поверилось, но толпа, которой вокруг фонтана уж и места стало маловато, так детски-самозабвенно отплясывала, как будто здесь вам Севилья какая-нибудь. Либо деревенская свадьба. Пожилые нарядные тетеньки, девчушки-подростки. И сурьезные дяденьки, представьте себе, рванули в пляс! А посреди этой кутерьмы, умело ее заверчивая, толпу в хоровод весело заводя, носились парни и девчата в пестро-варварских языческих нарядах — и так пели, что дух захватывало. Пели под громкую минусовку в пристроенные у рта радиомикрофончики, и, хоть была минусовка жест"ко ритмизована во вполне эстрадном духе, пение было — именно то: народное, исконное, и голоса — именно те: поставлены, как по селам от прадедов велось. Русские песни — народные и советские, украинские, белорусские... На десерт ка-ак грянули, как вжарили кубанский, строевой, вариант «Розпрягайте, хлопцi, конi», — ей-ей, прям сердце куда-то ухнуло, вполне даже эдак патриотично...
«Лора Иванова, — представилась молодая солистка в расшитом костюме, — администратор ансамбля. Мы — ансамбль «Славяне». Основатель группы — Николай Козаченко. Художественный руководитель — Сергей Дубский. Оба окончили музыкально-педагогический факультет Одесского педуниверситета имени Ушинского. Как и Евгений Трухин, который на баяне играет. Как и я. А Инна Костюченко окончила в Киеве академию Поплавского. А Ирина Бахчеван — Одесскую музакадемию имени Неждановой. Ансамбль существует с 2000 года».
«Так отчего же вас в залах не видно?!» — изумилась я и получила ответ не без интонации гордости: «А мы — коммерческая группа». Ну, в Горсаду они выступили не с шапкой по кругу и не за муниципальные деньги: но горисполкомовская структура попросила, так отчего бы народу бесплатно приятное не сделать? В городских праздничных мероприятиях тоже участвуют, в «Юморине». А так — свадьбы, банкеты обслуживают, вот и зарабатывают. Костюмы вон какие себе справляют — недешевые, поди: стеклярусом богато шитые. Радиомикрофончики тоже сами себе купили...
Сами себе и режиссеры, и костюмеры, и раскрутка. А приютил их для репетиций муниципальный Центр духовой музыки имени А.Салика — сердечное спасибо его руководству: рынок рынком, а таланты хотя бы на старте не лишне поддержать. Ведь с полвзгляда заметно: «Славяне» потому и поют, что... жить и не петь не могут.
Четверо в этом ансамбле — птенцы одного гнезда: поначалу закончили Белгород-Днестровское пед"училище, у педагога Владимира Андреевича Гринченко. А он — выпускник Новосибирской консерватории, учился там с Виктором Захарченко — нынешним руководителем Кубанского казачьего хора, и так же влюблен был в народную песню, и ребят своих на Одесщине в нее влюбил. У Гринченко учился и аранжировщик «Славян» Ян Сырбу.
«Миксуем, — пояснила мне эстрадную манеру «Славян» Лора Иванова. — Но сохраняем народную традицию и в современных ритмах. Одессе это нравится — и в Одессе этого пока что... мало. А для нас главное — что мы, играя на свадьбах, возрождаем старинные обряды и обычаи. Это очень актуально для молодежи! И все чаще к нам обращаются родители молодоженов с просьбой, чтобы все было на свадьбе, как давным-давно в народе было принято, и чтобы музыка, песни были те же. А за родителями, послушав наше пение, и молодежь тянется. Ей народная песня делается интересной. Жизнь показала: от истоков уходить нельзя!».
Валентина ЛЕВЧУК.
«Марина-2008»
Морской жанр в разных поколениях
Торжества в «Морской» арт-галерее по случаю открытия очередной «Марины» отшумели, меценатам — большое художественное «спасибо», директору Татьяне Биновской хвала за неиссякаемый энтузиазм, теперь настал момент вглядеться в полотна трезво. И кое-что сопоставить — благо, представлены работы разных художественных поколений.
ВНАЧАЛЕ О ТЕХ, кто постарше, хотя бы и потому, что работы этих авторов сразу привлекли к себе взгляд. Одессит Николай Прокопенко — очень авторитетный, раскрученный, всяко разобранный по косточкам искусствоведами живописец. Барочный, причудливый, декоративный, элегантный, в хорошем смысле салонный. Узнаваемый в любом собрании картин. Вот то-то, что с некоторых пор — слишком даже узнаваемый. И вот, глядя на картину Н. Прокопенко «Домик рыбака», постигаешь: прорыв! Другой, непривычный, загадочный Николай Прокопенко. Вместо барочного изыска — святая простота. Вместо замысловатости — открытая сердечность. Вместо тонкой иронии — дет"ская доверчивость. Вместо преизбыточности — минимализм. Вспышка ребячества. Вся композиция решена в несколько пятен, почти нефигуративно. Ритм — тревожная, завораживающая пульсация: так сразу и «потянула». Картина построена на простых и древних гармониях дополнительного контраста, данного в открытую: желтое — лиловое, оранжевое — голубое. И поди разбери, что же изображено: все намеком, все — простор для воображения, а вместе — детство изображено, вот что. Концентрат детства в рамке.
Как раз одновременно открылась экспозиция Николая Прокопенко в салоне «Художник» (ул.Екатерининская, 33) и подтвердила впечатление. В дюжине картин — поворот к наиву. Непосредственно, простосердечно выраженное на холсте чувство радостного изумления, первооткрытия. Это мир, увиденный ребенком-горожанином, которого впервые вывезли на каникулы в село. Краски мира упростились до феерической яркости. Предметность мира стала очень конкретной, без культурных подтекстов. Связь с природой восстановилась — органическая, звериная, без книжного посредничества. Хотя присущий Н.Прокопенко декоративный момент все же в его живописи остался, приемы эти сродни детской раскраске, которая лишь для взрослого примитивная игрушка, а для ребенка — окошко в мировую красоту через подражание ей, матрица красоты.
...Любопытен оказался эксперимент Татьяны Биновской — пейзажный триптих, почти абстракция, это у нее-то, художника-монументалиста, всегда тяготеющего к весомой предметности. Парадоксальные, дисгармонические цветовые сочетания здесь сродни атональной музыке, а эмоциональный выплеск очень мощный.
Весьма элегантные композиции, по манере — графические, представил Бернар Броссар: все в них держится на четких и стремительных линейных ритмах. Эти черные линии сообщают картинам эффект витража. Много солнца, много воздуха — как по ощущению, так и по содержанию, в плане мыслимых подтекстов, и... немного рассудочности.
«НЕ НОВО, но премило» — есть в экспозиции такая категория работ, когда просто радуешься высокому профессионализму (зацепитесь за эту фразу) и автор"ской искренности. У Геннадия Шлыкова (г. Никополь) таковы композиции на уже классическую тему «девочка с кошкой» — «На берегу» и «Утро». По духу, по изобразительной культуре — от Юрия Норштейна, от «Сказки сказок». Нет, вовсе не подражательные. Довольно-таки сложные, если уж вплотную заняться отсылами. Просто в фундаменте — творческие идеалы 70-х. Эти картины — что называется, хорошо сыгранный наив.
Сродни киноэскизам и отсылают весьма далеко — к Брейгелю, — «Домик» и «Деревья» Владимира Макеева из Днепропетровска. Собственно, его живопись — скорее, книжная графика, причем высокой культуры: «Кораблик», «Влюбленные». Одессит Николай Овсейко задал себе чисто формальную задачу, с которой успешно справился: выполнил опасную композицию — низкую горизонталь во весь формат, изображение набегающей волны, заключенной меж двух взаимопроникающих зеркал, моря и неба; не стану задаваться вопросом, на каком курсе специального учебного заведения озадачиваются подобными композициями, — жаль, что у художника не нашлось еще чего-нибудь «морского» в творческом запасе. Вообще, к моему сожалению, на этой «Марине» представлена далеко не вся маринистическая Одесса, особенно жаль, что в кадр не вошли самые яркие ее представители, вроде Константина Зарицкого. Не говорим об уже покойных классиках...
Традицию добросовестного, подробного, даже немного тяжеловесного, пейзажного реализма позапрошлого столетия представили художницы Ольга Котлярова-Прокопенко, Татьяна Бродецкая, Анна Кулагина. Своего рода ретромотивы. Что до весьма коммерчески успешных (если верить галеристам) приверженцев нефигуратива — киевлянина Эдуарда Бельского и львовянина Сергея Савченко, то посетителям выставки придется изрядно ломать голову, кто из них есть кто; да и те, кто знавал их живопись раньше, с первого взгляда почувствуют усталость: эти авангардные прорывы что-то давно сами себя тиражируют.
По большому счету, и не я одна это отметила, вы"ставка обнаруживает явную тенденцию к коммерциализации живописи: понравиться потребителю во что бы то ни стало и, даже будучи в авангарде (если о таковом сегодня вообще уместно говорить), — непременно угодить: а вдруг владелец офиса обожает что-нибудь «продвинутое». О «самовыражении» дело уже не идет, о выражении тайн мира — тем более.
ВОТ МОЛОДНЯК это уже усек — будьте благонадежны. К чему трудиться, если надо успеть продаться. Вот картины Екатерины Бурлиной: сразу явственно, что тяготеет автор по природе своей к реалистическому рисунку, но... совершенно не в ладу с построением фигур, поэтому разбавляет свои композиции нефигуративными пятнами. Запереться бы в мастерской, пригласить натурщицу... ан, некогда: все — на продажу! Броская эскизность ню «Морячка» Алины Максименко (кстати, первая премия «Марины») заставляет улыбнуться, вспомнив прочерченный мощной рукою абрис Иды Рубинштейн; но пусть-ка найдется искусствовед, который заявит, что кисть молодого автора сравнялась по мощи с кистью Валентина Серова. На самом деле художница в представленных на «Марине» картинах, со всеми их кунстштюками, стоит на том роковом рубеже, на коем явственны математические законы рисунка: либо он тебе подвластен, либо... Точно так же киевлянин Владимир Подлевский гораздо увереннее обретается в «кубистически» решенном пейзаже «Врата в город сна», нежели в обществе «женской натуры»: пейзаж анатомически не сверишь.
ЗАДАЮСЬ ВОПРОСОМ: да почему это надо радоваться профессионализму — вещи, которая сама собой подразумевается? Когда художник, по словам Л.Толстого, так же мало думает о приемах, как все мы — о правилах механики при ходьбе. Ан, оказывается: от художника требуется умение рисовать! Или... больше уже не требуется? Судя по всему, сегодня рисовать уже не учат. Правда, художники-педагоги другое говорят: молодняк нынче самоуверен донельзя, почти лишен этой психологической установки — учиться чему-либо. Дармовая и путаная информация всемирной Сети, что ли, молодых развратила?.. А может, грядут совершенно иные, непривычные нам, формы изобразительности? Так или иначе, «Марина» не обнаруживает в мире молодых (а в «молодых», сами знаете, до каких лет у нас держат) художников мало-мальской духовной и профессиональной зрелости. И вовсе не приходится тут говорить о цельной, выстраданной картине мироздания, за которую художник готов ответить судьбой. Хоть «Марина» в этом вовсе не виновата...
Тина АРСЕНЬЕВА.