|
Письмо Ирины Закревской («ВО» от 30.10.04, «Каким же будет архитектурный облик Одессы?») отражает обеспокоенность многих одесситов судьбой центральной и самой ценной части старой Одессы. Да только ли одесситов? Летом довелось общаться с гостями из Беларуси и Западной Украины. С большим теплом и восторгом отзывались они о красоте и особом уюте старых кварталов города, с печалью отмечали запущенность многих зданий и памятников, возмущались бестактными новостройками в старом городе. Все это не можем не замечать и мы, жители многострадального города.
Безответственные действия при застройке исторических кварталов, уродование фасадов старых домов, в том числе зданий-памятников, новомодными витринами-пристройками и надстройками-мансардами приводят к их обесцениванию и разрушению, моральному и физическому.
При взятом на вооружение горисполкомом лозунге на превращение Одессы в туристическую мекку (а между прочим, она всегда такой и была) совершенно нелогичными являются активнейшие и широкомасштабные действия на уничтожение того, что наиболее ценно. Уже теперь здание оперного театра оказалось подавлено и постройкой практически «впритык» к нему девятиэтажного здания в переулке Чайковского, и надстройкой здания-памятника по Ланжероновской. Если прежде с радостью обсуждалась горожанами опубликованная в «Вечерней Одессе» идея отодвинуть это красивое кирпичное здание (дом Навроцкого), закрывающее фасад театра с запада, то теперь, с надстройкой, ситуация значительно ухудшилась.
Или, например, любой легко может убедиться (по выставленному на ограждении стройки проекту) в том, что предлагаемый к надстройке третий этаж на здании-памятнике училища на пересечении улиц Пушкинской и Еврейской никак не может соответствовать его архитектуре. Эта надстройка ничуть не лучше той черной крышки, что накрыла «круглый дом» на Греческой площади.
И все это, к сожалению, вовсе не единичные случаи, а только элементы широкомасштабного процесса превращения Одессы в Нью-Васюки.
Неужели проблема архитектурного облика Одессы должна решаться только безумными деньгами и бездуховными людьми? Ведь при обсуждении выставленных на всеобщее обозрение в музеях города проектов надстройки гостиниц на Дерибасовской было высказано немало резких протестов в книге отзывов. Предлагаемые к постройке два вертикально поставленных черных гроба над гостиницами могут окончательно убить этот район. Очевидно, что такие суждения просто не интересовали тех, кто только имитировал желание узнать мнение города. Неоднократно на такие крайне губительные явления обращали внимание и комиссия ЮНЕСКО, и комиссия Госстроя Украины, и областная организация Украинского общества охраны памятников истории и культуры (УООПИК).
Чего же стоят Градостроительный совет и Союз архитекторов, одобряющие такие пагубные решения? Представьте, например, что известный венецианский Дворец дожей, который часто попадал и попадает на полотна художников, вдруг кто-то решит надстроить подобной «стекляшкой» либо иным образом... «Абсурд!» — скажет любой. Так почему же, кто и ради чего превращает Одессу в театр абсурда?
Конечно, есть и в старом центре неприглядные кварталы — многочисленные одноэтажки, например, на Большой Арнаутской, Базарной, с которыми не жаль и расстаться. Но... идея надстроить мансардой здание-памятник (архитектуры и истории) Ришельевского лицея на Дерибасовской, и без того сильно пострадавшее от ярых и неуемных «перестройщиков», абсурдна и беззаконна.
Кстати, одной из причин автомобильных пробок и чрезмерной загазованности в той части города, которая планировалась вовсе не для наблюдаемого ныне потока автотранспорта, является варварское нашествие на старую Одессу «денежных мешков», которому нет препятствий. И в прежние времена в Одессе было вдосталь богатых людей, но они создали красивый город, который «новые» безжалостно уничтожают.
Только активная позиция подлинных одесситов может заставить уважать законы государства и нормы морали.
Геннадий КАЛУГИН.
Член коллегии Одесской областной организации УООПИК.