|
«Французская весна» в Одессе
Вечная женственность
Вернисажем фотографии «Женские образы» торжественно стартовал 5 апреля в Морской галерее Одесского порта фестиваль искусств «Французская весна-2007».
Фестиваль открыл первый секретарь Посольства Франции в Украине Гийом Наржоле.
И авторы, и персонажи этих фотоснимков — женщины. Причем, в большинстве, женщины арабского Востока. «Арабский» Париж — знамение времени?.. Как, наверное, и образ европеизированной, творчески самодостаточной женщины мусульманского мира. Это — невзирая на традиционный головной платок, из-за которого в Европе вскипают подчас нешуточные страсти. В жанровых фотографических этюдах, в жанровых колоритных портретах предстает перед нами образ арабской диаспоры в Европе, однако по внутреннему своему наполнению данные фотоработы прорываются выше — в сферы общечеловеческого. Таково художественное мышление Фариды Хамак, Жананн аль Ани, Рана эль Немр, Амаль Саадэ. Для них значим не «местный колорит», а внутренний мир запечатленных на фото героинь. Чтобы подчеркнуть, насколько незначащи для взаимопонимания вопросы национальной принадлежности, нам предлагают веселую травестию: две фотографии группы женщин — сначала в восточных, а затем в европейских одеждах, — и мы не в состоянии определить, арабские ли это дамы или француженки.
Социальный натюрморт — так можно охарактеризовать фотоцикл, автор которого Рула Халавани показывает крупным планом, на фоне грубой бетонной фактуры какого-то ограждения, бесконечно чередующиеся сумки, торбы, чемоданы, пакеты и руки, руки, руки, — сцена досмотра? Это запечатленный контекст эпохи, имя которому — терроризм. Как хотелось бы, чтобы уже наши дети восприняли эти фотоснимки вне контекста — как занятный формальный изыск...
Изыски формы, впрочем, тоже не чужды авторам, представленным в «Женских образах». Так, Муна Каррэй дает цикл фотографий с «эффектом кино», в виде раскадровки: повторяющиеся черно-белые снимки, сами по себе фактурно-выразительные, создают интересный ритмический эффект. «Чистое» фотоискусство представила Патрисия Трики. Ее натюрморты сняты как бы не в фокусе, многослойной экспозицией, словно бы увиденные очень близоруким человеком. С виду пустяшный, формалистический трючок несет в себе на деле глубокую концепцию, пластическую метафору, запечатленное единство смысла и знака. Это современное видение мира «не в фокусе» — отказ от однозначных интерпретаций, «размытая причинность», вариабельность-вероятность, призрачность-иллюзорность-кажимость всего предметно-материального, таящаяся в вещах загадка и возможность чуда.
Тина АРСЕНЬЕВА.
Открытие Роны Хартнер
6 апреля мы увидели программу «Цыганский фьюжн» румынской актрисы и певицы Роны Хартнер в рамках фестиваля-ретроспекции художественных фильмов Тони Гатлифа.
Рона Хартнер снялась в двух фильмах этого талантливого кинорежиссера — «Странный чужак» и «Я родился от аиста» (1997—1998 гг.), попав к режиссеру по кастингу и сразу став кинематографическим открытием, проявив себя как актриса редкостной органики и как яркая певица — исполнительница цыганского «этно» (многие песни для своих фильмов Тони Гатлиф, цыган по национальности, пишет сам).
Свою программу «Цыганский фьюжн» Рона Хартнер построила как эксцентрический, карнавальный моноспектакль, сочетая музыкальные ритмы цыганских баллад, джаза и даже «рэп». Два часа кряду актриса пела «вживую», под маленький оркестрик, и лихо отплясывала, и сама вела концерт, общаясь с публикой по-английски и по-французски. У Роны чудесный голос — настоящий цыганский тембр и драйв.
Она происходит из артистической семьи, окончила университет театра и кинематографии. Снялась, помимо фильмов Тони Гатлифа, в фильмах «Спаси меня», «Время волков», «Развод».
Валентина АНДРЕЕВА.
памяти композитора
Он жил в провинции... А будет жить в песне
«Все дал — кто песню дал», — написала когда-то Марина Цветаева. В субботу, 7 апреля, театральная Одесса проводила в последний путь композитора Евгения Лапейко.
Евгений Лапейко не дожил до 55 лет. Гражданская панихида состоялась в фойе Одесского русского театра. Этот театр сегодня обязан Евгению Лапейко лучшими спектаклями в своей афише: фолк-рок-мюзиклами «Вий» и «Степан Разин», детским — «Пеппи». Одна из лучших постановок Одесского театра музкомедии — рок-опера Лапейко «Ромео и Джульетта». Все четыре спектакля поставлены режиссером Георгием Ковтуном, который прилетел на панихиду из Санкт-Петербурга вместе со своим коллегой Владимиром Подгородинским.
Евгений Лапейко был театральным композитором, каких сегодня, скажем без преувеличения, не много. Огромную потерю понесла театральная культура далеко не только Одессы: то, что написал Лапейко для сцены, достойно воплощения в лучших театрах СНГ и Москвы. Но ему привелось жить в провинции. Географической. Хотя кое-кому «наверху» хотелось бы видеть Одессу «культурной» провинцией и ее культурных героев наверх «не пущать». Наверное, именно поэтому созданная в перестроечные времена Евгением Лапейко рок-группа так и называлась — «Провинция». А в наши дни он работал над рок-оперой «Ариадна» — на поэтическую драму Марины Цветаевой...
Огромное количество народу пришло проститься с композитором. Все, кто увлекается рок-музыкой. Кто неравнодушен к театру. Прощаясь, плакали взрослые и совсем юные. А вынос тела улица встретила громом овации. Люди плакали — и аплодировали: долго, не жалея ладоней.
В жанре мюзикла Евгений Лапейко проявил себя как отличный мелодист, умеющий создать настоящий сценический шлягер, которому подпевает зал. С наследием Евгения Лапейко должны ознакомиться театры не только Украины. Сохранить творческое достояние композитора для театра — дело чести Одессы. Музыка Евгения Лапейко достойна войти в копилку театральной классики.
Валентина ЛЕВЧУК.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
Российская «Ника» снова у Киры Муратовой
Кинорежиссер, народная артистка Украины Кира Муратова получила Национальную кинематографическую премию «Ника» Российской Федерации за фильм «Два в одном» («Еще две истории: одна простая, другая сложнее») на юбилейной, двадцатой, церемонии вручения «Ники» в Москве.
Это шестая «Ника», отметившая заслуги русско-украинского киномэтра, живущей в Одессе. Фильм «Два в одном» стал лауреатом в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии», выдержав конкуренцию со стороны четырех номинированных кинолент из Литвы, Эстонии, Казахстана и Азербайджана. Продюсером картины является Олег Кохан, лента создана в кинокомпании «Сота Синема Групп».
В фильме снялись Богдан Ступка, Александр Баширов, Наталья Бузько, Рената Литвинова. Сценарии Евгения Голубенко и Ренаты Литвиновой. «Два в одном» приглашены участвовать в фестивале Роберта де Ниро «Трайбека» в Нью-Йорке, в конце апреля, а также на фестиваль в Висбадене. В Украине показ фильма планируется в городах-«миллионниках».
К сожалению, по ныне существующим государственным нормативам в сфере кино, Минкультуры Украины не уполномочено брать на себя обязательства по напечатанию фильмокопий и продвижению фильма на рынок — эти операции возлагаются на продюсера.
анонс
«Достойно дар приму...»
Так называется литературно-поэтический вечер, посвященный памяти Владимира Набокова — великого писателя ХХ века, воплотившего в своем творчестве принцип «потока сознания». Его называют русско-американским прозаиком, но, как каждый истинный художник, он принадлежит мировой культуре. Автор шестнадцати законченных и двух незавершенных романов, Владимир Набоков был и замечательным поэтом, стихи его буквально кричат о тоске по Отчизне: «...я руки простираю и все земное осязаю через тебя, страна моя...».
В авторской программе заслуженного работника культуры Украины Валентины Ковач прозвучат стихи, фрагменты прозы Владимира Набокова, воспоминания о нем современников.
Творческий вечер состоится 14 апреля, в 15.00, в Золотом зале Литературного музея.
выставки
По улицам за Незнакомкой
Выставка Леры Фокиной «Автопортрет» работает в салоне «Художник» Одесского отделения НСКУ на ул. Екатерининской.
Я неравнодушна к самобытному искусству Леры со дня ее появления на одесской «палитре» и уверена, что у меня полно единомышленников. Лера Фокина — изумительное, светлое, веселое явление в искусстве.
«Картины» в применении к искусству Фокиной — понятие условное: Лера изобрела собственную технику, основанную на смешении стилей и все же очень органичную, потому что у художницы безупречный вкус и тонкое чувство меры. Лера рисует гуашью и тушью по бумаге — тогда это графика; но и маслом она пишет так, как рисуют плакат, — в ее композициях все держат линия и плоскость.
Для создания женских образов в своих композициях Лера использует гротескный автопортрет, эксплуатируя собственный характерный, резкий профиль. Получается эксцентричный и пленительный образ городской Незнакомки... В фантазийном городе Леры Фокиной не прекращается карнавал (а разве это не типично одесское настроение?!) — недаром она так любит мотивы цирка, маскарада, пляжа, новогоднего снега. «Параллельный мир», нарисованный Лерой Фокиной, очень живой и теплый.
Философия в гламуре
Совсем иного характера смешение стилей демонстрирует живописец и дизайнер Юрий Дьячук, чья выставка открылась в Доме Блещунова (ул. Польская, 19).
Эти композиционные портреты и написанные в натуралистической манере пейзажи я назвала бы вполне гламурными. Работам этого автора присуща эклектичность в приемах живописи, а также стиль фотохудожника глянцевых журналов. Есть в них что-то и от картин И. Глазунова, от Шилова и от покойного (простите, имена уж призабыла) Васильева: красочно-благолепное, «на туриста», русское «этно». Впрочем, у такой манеры живописи всегда были свои поклонники в достаточном количестве. Юрий Дьячук, получивший выучку в Белорусской академии художеств на кафедре дизайна, хорошо владеет рисунком и живописной моделировкой формы — в данном случае мы имеем дело именно с феноменом художественного мышления, с которым потребитель художественного творчества может соглашаться или не соглашаться. Тем паче критик...
Валентина ВАСИЛЕНКО.
концерт
«Поющая сердцем»
Эти слова Хосе Каррерас сказал о Татьяне Мельниченко, концерт которой состоялся в филармонии в рамках вокального абонемента и стал его достойным заключительным аккордом. Татьяна ныне живет и работает в Испании. Мы не имели возможности слышать ее три года. Срок большой, конечно, поэтому почитатели таланта певицы немного волновались. Сразу скажу, что оправдались самые оптимистические ожидания.
ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ посвящалось итальянской оперной музыке. Семь сложнейших арий Мельниченко спела без видимого публике труда. Концерт открыла редко исполняемая «выходная» ария Чио-Чио-сан. Ощущение свежести, новизны не покидало слушателей даже при исполнении хорошо известных оперных фрагментов (таких, как арии Амелии из «Бала-маскарада», Леоноры из «Силы судьбы»), ибо каждый был пропущен через сердце, окрашен собственным мироощущением. Это же можно было сказать об ариях Амелии из «Симона Бокканегры» Верди, Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, Маргариты из «Мефистофеля» Бойто.
Татьяна не просто пела, хотя пела отлично, — она проживала монологи своих героинь как актриса, делая это мягко, ненавязчиво — органично. Ни тени «веристского» надрыва в драматичной арии Манон из оперы Пуччини «Манон Леско». Оказывается, и ее можно спеть, как лирическую исповедь... У Мельниченко за плечами сегодня Леонора в «Фиделио», Лиза в «Пиковой даме», Амелия, Норма, Анжелика, Мими и Мюзетта... Наверное, перечень мой не полон: не довелось побеседовать с певицей.
Что нового появилось в искусстве Мельниченко?
У нас по традиции голоса делят на лирические и драматические. Я бы сказал, что сегодня ее голос — это универсальное сопрано, которому равно доступны и крайние верхние тона, и красота нижних, подвижность и насыщенность звуковедения, столь редко сочетаемые у многих вокалистов.
Традиционно пеняют на плохую акустику нашего зала. Татьяна пела без микрофона, и насколько это было убедительней, чем недавний концерт именитого тенора, вещавшего об «обличии новой оперы», о «живом звуке», а «подарившего» слушателям грубую «фанеру», после которой едва ли кто-то станет поклонником подобного «оперного искусства». Приобщать к музыке, уверен, могут такие певцы, как Т. Мельниченко.
Она научилась владеть залом. Одной ее улыбки достаточно, чтобы усилились аплодисменты, которые она и не думает стимулировать. Когда артиста вызывают «на бис» и он идет к инструменту петь, обычно аплодисменты прекращаются. Не то у Мельниченко: она уже стоит у рояля, а аплодисменты не смолкают — ее благодарят за радость приобщения к Музыке.
Певица в зените таланта. Ее голос нигде не «покачивается», свободно летит в зал. Она научилась владеть своими эмоциями, петь не только экспрессивно, но и «акварельно». Она овладела сложным искусством свободного осуществления своих художественных замыслов.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ второго отделения, в котором звучала испанская музыка, так естественно освоенная Татьяной и так проникновенно спетая ею, зал приветствовал педагогов Татьяны — Л. Т. Петрову, А. В. Джамагорцян, Ольгу Лисовую, мать концертмейстера этого концерта Ирины Пастернак, а также ее педагога Ю. Б. Дикого. Особо тепло была встречена мать Татьяны Алла Ивановна. Она живет в Николаеве, швея. Мать и отец (он военный) почувствовали талант дочери. Отец привез Таню в Одессу, добился прослушивания девушки, был счастлив, когда профессор А. В. Джамагорцян посоветовала своей ученице Л. Т. Петровой взять Таню в свой класс, и заплакал, когда Лариса Тимофеевна назвала ее голос «золотым». Она поверила в Татьяну. Семь лет учебы в консерватории не прошли просто, но не прошли даром: впервые в истории вуза его выпускница обладала четырьмя лауреатскими званиями, в числе которых и Гран-при в Тулузе (он был четвертым для альма матер, но три первых были получены певицами после окончания учебы...).
Свою первую награду Таня получила, еще будучи студенткой второго курса. Конкурсную программу спела («обкатала») на собрании Театрального общества Дома актера. Тогда один из слушателей крикнул: «Привезите первую премию». И как человек послушный, Татьяна ее привезла. И дала новый концерт для слушателей, которые так счастливо напутствовали ее. Горжусь, что в один из приездов она не пела нигде, кроме Дома актера, где так полюбили Таню. (Обидно, что этого Дома... больше нет).
Сегодня Татьяна лауреат 21 конкурса. Судит себя строго, что так редко бывает, и говорит, что «засчитывает» (по уровню сложности) только 14, причем в пяти случаях у нее первые премии или Гран-при. И этого, наверное, достаточно для книги рекордов Гиннесса.
Я счастливый слушатель. Мне довелось слышать таких выпускников консерватории, как Чавдар, Христич, Олейниченко, Сергиенко, Руденко, Поливанова, Шемчук, Мурадян-Гулегина, Захарчук и — Мельниченко.
Как жаль, что в зале филармонии не было ряда преподавателей — они лишили себя такой радости... Ведь недаром Хосе Каррерас сказал о Тане, вручая ей премию очередного вокального конкурса: «Настоящая оперная певица, поющая сердцем и заставляющая слушать себя». Только одно уточнение: она не заставляет — слушатели охотно «сдаются ей в плен». Люди не хотели покидать зал и после «бисов». Расходились медленно, с улыбками на устах. И захотелось поблагодарить филармонию, подарившую нам счастье приобщения в Музыке.
Валентин МАКСИМЕНКО.