|
Выставку под таким названием можно увидеть в течение месяца в Музее западного и восточного искусства (Пушкинская, 9). Это уникальный арт-проект украинских и японских мастеров перформативного жанра. Выставочный проект «Бонсай. Эдем» посвящен 30-летию подписания дипломатических отношений между Украиной и Японией, 100-летию возникновения художественного содружества двух стран.
Кураторами проекта стали Галина Медникова и Геннадий Гутгарц, соорганизаторами — союз художников AU (Art Unidentified, Япония), Национальный центр театрального искусства имени Леся Курбаса (Украина), благотворительный фонд «Добре серце Київ» (Украина). Выставка уже прошла в Киеве и Чернигове, но зал нашего музея стал оптимальным пространством для нее, отмечает Геннадий Гутгарц.
Радиационная опасность — это общий вызов для всего мира. Как трагический символ, организаторы выбрали днем открытия первой выставки «Бонсай. Эдем» в Киеве в Центре Курбаса 26 апреля 2022 года годовщину техногенной катастрофы на Чернобыльськой АЭС, одну из наиболее траурных дат для нескольких поколений украинцев. Логотипом выставки стала картина киевлянина Сергея Захарова, где в качестве бонсая (миниатюрного дерева) предстает ядерный гриб.
На выставке представлены уникальные, ранее не опубликованные материалы, связанные с творчеством украинского художника-футуриста Давида Бурлюка, который жил и работал в Японии с 1920-го по 1922 год. Материалы предоставлены внучатой племянницей Давида Бурлюка Яной Коталиковой (Прага) и исследователем его творчества Евгением Деменком (Одесса — Прага), лауреатом «вечеркинского» конкурса «Люди дела».
— Бурлюк в Японии очень активно работал, делал выставки, читал лекции, — рассказывает Геннадий. — У него там было много фанатов, и фактически с него начинается японский авангард. Его учитель во Франции настаивал на изучении японской культуры, и Бурлюк говорил, что прибыл в Японию словно внук к деду. Человек был изгнан из рая, существование в урбанистической цивилизации для него является не естественным, вынужденным. Считается, что до сотворения первородного греха Адам и Ева были ростом до неба, и известная японская художница Миюка Нишизава сделала гигантский «Пиджак Адама», который поражает всех зрителей в первую очередь. И даже коробку, в которой прибыла эта работа в Киев, мы сделали экспонатом выставки. Изгнанием из Эдема для многих украинцев стала чернобыльская катастрофа, а теперь и война, также несущая с собой ядерную угрозу. Платье, сшитое Викой Барон, концептуально делится на две части: лаконичный верх («до катастрофы») и взрывная юбка («после катастрофы»). И чтобы закрыть тему одежды, обратим внимание на работу Шозо Шимамото «Платье за миллион иен», которое организаторы проекта называют, по аналоги с «Пиджаком Адама», «Платьем Евы». Это скорее антиплатье, разорванное взрывом…
— Все участники проекта являются представителями перформативного искусства, — напоминает Геннадий. — В центре нашей экспозиции — работы-легенды японского арта, сооснователя авангардных арт-групп Гутай (в переводе означает узел или конкретность) и Art Unidentified Шозо Шимамото. Этот человек в конце сороковых годов в Японии, единственной стране, которая пережила ядерную бомбардировку, начинает делать перформансы в стиле пейнт-арт: разбивает бутылки с краской об пол, о полотна. Есть данные, которые позволяют утверждать, что Шимамото повлиял на творчество Джексона Поллака. Также у нас представлены участники AU Мао Мацуда, Эцуши Оно, Юхеи Такада, Мицунобу Миямото, Шу, Мацуи Коно, Кохеи Мацуи. В Украине театральные практики режиссера Леся Курбаса подготовили почву для возникновения перформансов. Федор Тетянич, он же легендарный Фрипулья, художник-монументалист, проводил в Киеве мощные перформансы. На нашей выставке есть его работа «Козак-метелик», которую легко представить себе в виде фрески или мозаики.
В 2005 году Шимамото с учениками и женой посетил Киев, Гутгарц с ним общался и узнал, что импульсом для создания пейнт-арта стали ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки. Коллега и соратник Шимамото — Ясуо Суми писал картины японскими зонтиками и бухгалтерскими счетами (они также есть в экспозиции). Среди других участников проекта фотохудожник Николай Трох, живописец Дмитрий Коломойцев, причастные к ряду резонансных украинских перформансов. Философ и художник Виктор Буткалюк предоставил композицию «Чайная церемония», в которой соединил керамику и дерево как символ нетронутой, но такой необходимой человеку природы. Интересно экспериментирует с приемами оптической передачи цвета Николай Билоус: перед началом работы над картиной он отливает понемногу каждой краски, смешивает, и получается фон, который в дальнейшем «выталкивает» изображение.
Также в выставке участвует находящаяся сейчас в Великобритании Леся Гутгарц, жена Геннадия. Ее работы — ангельские крылья из разных материалов и крафтовый картон от коробок, расписанный мальвами, символом украинской гармонии, в перспективе это будет отдельный большой проект.
Проект «Бонсай. Эдем» будет развиваться как «вширь», так и в сторону персональных проектов, в чем одесский зритель еще сможет убедиться.
Галина Марьина. Фото Снежаны Павловой