|
В Одесском Национальном академическом театре оперы и балета с опозданием на полчаса из-за воздушной тревоги все же показали обновленную версию балета австрийского композитора Людвига Минкуса «Дон Кихот».
Авторами новой хореографической редакции стали и.о. художественного руководителя балета, заслуженный артист Украины Гарри Севоян и ассистент балетмейстера Янина Киселева. Визуальный облик спектакля сохранен: те же костюмы, те же живописные задники работы незабвенной Натальи Бевзенко-Зинкиной.
Но время, в том числе и военное, требует большей компактности, яркости, динамизма. Поэтому прежняя версия Юрия Васюченко, сохранившая хореографию Мариуса Петипа и Александра Горского, была сокращена и местами оживлена. Так, упразднены танец цыган и само их присутствие в действии, нет и лошади по имени Росинант (для своей постановки Петипа лично выбирал подходящую клячонку на базаре, в одесском же театре слуги, явно потворствуя безумию Дон Кихота, набрасывали на себя покрывало, балерина шествовала впереди, мило дрыгая ножками, танцовщик вез на спине рыцаря). Дон Кихот (Вячеслав Кравченко), начитавшись рыцарских романов, пускается в путь с копьем, мечом и верным оруженосцем Санчо Пансой (Павел Гриц), и этого отнюдь не мало, образ самодостаточен.
В мировой балетной практике есть варианты прочтения балета, где фигура Дон Кихота выходит на первый план, но классическая версия делает из него всего лишь благородного чудака, помогающего соединиться истинно главным героям, влюбленным Китри и Базилю. Впервые в партии Китри блеснула молодая солистка Анастасия Корно, сочетающая изящество форм и движений с полудетским обаянием. Понятно, что у этих прелестных ножек оказываются и статный цирюльник Базиль (Дмитрий Шарай), и расхлябанный, словно теряющий конечности на ходу подержанный дворянин Гамаш (Руслан Талипов). Остается убедить батюшку невесты Лоренцо (Вадим Круссер) не противиться счастью молодых, с чем благородный рыцарь силой своего авторитета вполне справляется.
Справедливее было бы назвать этот балет «Китри»: вот кто в центре внимания публики — яркая, кокетливая, хитроумная испанка, а в финальном па-де-де с Базилем (один из популярнейших номеров в концертах) она крутит свои 32 фуэте с блеском. И тут дело не в количестве (на тренировках иные примы и по сотне «выкручивают»), а именно в блеске, которого в свое время добивался от артистов балета Петипа. Хотя нет, именно Дон Кихот приводит сюжет к счастливому финалу, так что с названием эксперименты неуместны.
Напомним, что одесситы впервые увидели балет «Дон Кихот» в феврале 1933 года в постановке Павла Вирского и Николая Болотова. В 1936-м Михаил Моисеев предложил свою версию балета, которая имела долгую сценическую жизнь. Спустя 16 лет, в 1952-м, Вахтанг Вронский возобновил спектакль, опираясь на лучшие образцы классической традиции Петипа и Горского. Впоследствии в постановках «Дон Кихота» перед одесским зрителем представало все многообразие стилей и хореографических средств балетмейстеров Николая Трегубова (1966), Игоря Чернышева (1970), Виктора Смирнова-Голованова и Натальи Рыженко (1979).
Из-за реставрации здания театра в 1996—2007 годах балет «Дон Кихот» был снят из текущего репертуара. К счастью, в версии Васюченко сохранился перенесенный Горским в балет «Дон Кихот» танец с кинжалами, который Петипа поставил в балете «Зорайя». Кинжалы сверкают на сцене и сейчас, кроме того, Гарри Севоян сочинил еще один танец для тореадора Эспады (Станислав Скрынник), чтобы данный яркий персонаж подольше задержался перед зрителями, проявил всю свою молодцеватость в сольном номере. А дуэт Эспады с уличной танцовщицей (Мария Рязанцева) буквально высекает искры из сцены.
В общем, любимый одесскими балетоманами «Дон Кихот» стал еще краше.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского