|
Церемония закрытия XII Одесского международного кинофестиваля, с вручением наград, состоялась 21 августа на Потемкинской лестнице.
ГРАН-ПРИ, по результатам зрительского голосования в Национальном конкурсе, был присужден художественному фильму Екатерины Горностай «Стоп-Земля»: кинорассказу о первой любви. Ранее этот фильм получил награду «Хрустальный медведь» Юношеского жюри конкурсной программы «Generation 14 plus» 71-го Берлинского МКФ.
На церемонию закрытия прибыл сам министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко в вышиванке и сказал спич...
Церемония награждения началась с вручения дипломов Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI. Лучшим украинским полнометражным фильмом Национального конкурса жюри назвало киноленту Тараса Дроня «С завязанными глазами» — драматическое повествование о девушке-спортсменке, мастере смешанных единоборств. Эта киноработа в прошлом году победила в конкурсе дебютных фильмов «Competition 1-2» на 36-м Варшавском международном кинофестивале, в рамках которого состоялась ее мировая премьера.
Лучшим короткометражным фильмом Национального конкурса жюри FIPRESCI признало «Папины кроссовки», режиссер — Ольга Журба. Были также вручены следующие награды. Специальный диплом жюри — фильму «Соперник», режиссер Маркус Ленц, производство Украина — Германия. В номинации «Лучший актер» победил целый актерский ансамбль — подростки, занятые в фильме «Стоп-Земля»: Мария Федорченко, Арсений Марков, Яна Исаенко, Александр Иванов. В номинации «Лучшая режиссерская работа» победителем назван Никон Романченко, кинофильм «Leopolis night».
ПОЧЕТНУЮ награду «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство президент ОМКФ и председатель наблюдательного совета ОО «Украинская киноакадемия» Виктория Тигипко торжественно вручила специальному гостю нынешнего кинофестиваля — британскому режиссеру Терри Гиллиаму. Киномэтр выразил со сцены растроганность тем обстоятельством, что его награждают на Потемкинской лестнице: «Броненосец Потемкин» — один из важнейших фильмов в его жизни, а Сергей Эйзенштейн — непререкаемый авторитет.
Несколькими часами ранее в этот день состоялась творческая встреча с Терри Гиллиамом. Комедиограф и сказочник, режиссер фильмов «Приключения барона Мюнхгаузена», «Король-рыбак», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Двенадцать обезьян», «Братья Гримм» рассказал о своих творческих принципах. Примечательно, что во время пребывания в Одессе Терри Гиллиам умудрился даже побывать на Староконке.
В фестивальной рубрике «В честь Терри Гиллиама» был показан его знаковый фильм «Человек, который убил Дон Кихота». Знаковый потому, что идея занозила режиссера на добрые тридцать лет, но сложные финансовые расклады не позволяли ее реализовать, и лишь в 2018 году, с третьей попытки, фильм был снят где-то в сердце Португалии, войдя в историю кинопроизводства как ярчайший образчик «производственного ада».
Вариации на тему Дон Кихота не новы — в историю театрального искусства, к примеру, вписан бродвейский мюзикл 1972 года «Человек из Ла Манчи» (Митч Ли — Дейл Вассерман), экранизированный в том же году Артуром Хиллером (ему кино обязано появлением громкой и занудной молодежной мелодрамы «История любви») — и в этом же году поставленный (первый на театральных подмостках СССР мюзикл!) режиссером Андреем Гончаровым в Московском театре имени Маяковского. Что до СССР, то здесь случилась своя реинкарнация Дон Кихота — пьеса А. Володина «Дульсинея Тобосская», экранизированная для телевидения в 1980 году как мюзикл Г. Гладкова. Что в западном варианте, что в советском, смысл опусов сводился к нехитрой сентенции от энтузиастов-шестидесятников: а) Дон Кихот бессмертен; б) Дон Кихоты нужны!
Этой же идее следует и Терри Гиллиам в своем фильме. Главные роли исполнили Адам Драйвер (его же мы увидели в главной роли в представленном на фестивале мюзикле «Аннетт») и Джонатан Прайс. Это довольно милая и причудливая комедия-фэнтези с моментами черного юмора, с карнавальными подставами, подвохами и перевертышами. Правда, момент, когда реинкарнированный Дон Кихот напяливает на реинкарнированного Санчо мексиканское пончо, меня обескуражил: то ли режиссер не в ладах с историей костюма, то ли это прикол такой от Гиллиама, так ведь широкий зритель, того, не врубится. А в целом — милая озорная комедия. Философская? См. конец предыдущего абзаца.
А ТЕПЕРЬ небольшое отступление о судьбах прокатного кино в эпоху засилья цифровых технологий, которые, между прочим, поставили под сомнение и сакраментальный вопрос об авторском вознаграждении от эксплуатации опусов, — в эпоху внезапных и сокрушительных пандемий чего бы то ни было.
…То, на что плакались развитые кинематографы европейских стран еще в 60—70-е годы прошлого столетия, постигло и постсоветские страны. Голливуд — мощная империя, с этим монстром конкурировать трудно, и предпочтения массового зрителя, воспринимающего кино как аттракцион, далеки от эстетизма, от новаторских поисков киноязыка, утонченных психологических исследований и социального анализа. Быть независимым режиссером — это, как выражаются в Одессе, большой гембель, и так во всем мире. И еще не факт, что ты, талантливый, независимый и не поступающийся принципами, всякий раз, командуя: «Мотор!», будешь создавать шедевр. Всякое, знаете ли, случается в творчестве даже гениев.
Поэтому-то Одесский МКФ — фестиваль с «фишкой»: с интерактивной статистикой зрительских симпатий. Это прагматическая ориентация на кинопрокат в условиях его жестокого кризиса. И в том, какого уровня кинопродукция попадает на наш фестивальный экран, оргкомитет ОМКФ вовсе не повинен: отбирать стараются знаковые образчики, засветившиеся на международных кинофестивалях высокого ранга.
ТУТ УЖ впору сегодня не то, что спросить — возопить: «А судьи кто?!». Совершеннейшим нонсенсом сочла я тот факт, что Золотая пальмовая ветвь 74-го Каннского МКФ нынешнего года была присуждена блокбастеру француженки Жюли Дюкурно «Титан», — натурально, фильм был сейчас представлен на ОМКФ в рубрике «Фестиваль фестивалей». Отвечает ли Одесский кинофестиваль за то, что почтеннейший Каннский МКФ увенчал своей золотой веточкой вопиющую пошлость и примитив?
И если бы еще в этом фильме читались элементы пародии, какая-то ирония, некая карнавальная дурашливость, нет же, всё натужно серьезно, пафосно монументально и карамельно гламурно. Девочка, попавшая, по вине нерадивого отца, в автокатастрофу, подвергается операции вживления в мозг титановой пластинки и вырастает в девицу-киборга, не только испытывающую отвращение к мужчинам, но, похоже, одержимую ненавистью ко всему роду людскому, однако жаждущую любви. Ну, братцы, Голем и чудище доктора Франкенштейна — конечно, персонажи нарицательные, но не в таком же примитивном изводе.
Изюминка сюжета в том, что героиня совокупляется... с автомобилями, от одного из которых беременеет. От какой, собственно, субстанции, нам не уточняют, — то ли от бензина, то ли от тормозной жидкости. В финале фильма героиня рожает — плод ее сексуальной склонности нам детально не показывают: «Рено» ли оно или «Пежо» — а грудь будущей кормящей матери источает мазут. Представителей же рода людского, пытающихся вступить с ней в контакт, девушка-киборг закалывает шпилькой, вынутой из прически. К сведению: так действовала психопатка, пациентка доктора по прозванию Красная Борода в одноименном фильме Акиры Куросавы 1965 года — надо же, эта Жюли Дюкурно еще и эрудит. Ну, небрезгливому зрителю лютый треш обеспечен. И вот это, если полагаться на авторитет жюри Каннского МКФ, — вершина современного мирового кино!..
Прямолинейным примитивом, во всех своих сюжетных ходах, оказался мюзикл «Аннетт» (фильм — открытие Каннского МКФ 2021 года), тоже очень выспренне поставленный и с такими неоправданными сюжетными наворотами, что даже ежишься: ну, вот что у этих людей в голове?! То ли тут явная интеллектуальная недостаточность, то ли, и скорее всего, зашкаливающий коммерческий цинизм, когда в будущем зрителе предполагают лоха. Глуповатость сюжета китчевого мюзикла, снятого французом Лео Караксом, не спасает ни вполне мелодичная, драйвовая музыка Рона и Рассела Мэйлов (они же — авторы сценария: ох, лучше всё же делать то, что ты делать мастер), ни сладкоголосая красотка Марион Котийяр, ни явление в финале очаровательной голосистой девочки Дэвин Макдауэлл, — китч есть китч, хотя и в эрудиции его авторам тоже не откажешь: привет из «Бассейна» Жака Дере 1969 года!..
НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО в доме десятой музы: двенадцатый ОМКФ представил также фильмы, ориентированные на постановку нравственных и социальных проблем. Например, грустную и тонкую социальную комедию «Герой» 49-летнего иранского режиссера Асгара Фархади (лауреата премий «Серебряный медведь», «Золотой глобус» и дважды — «Оскара»). Главный герой этого фильма, скромный художник (его играет Амир Джадиди), совершает поступок, который вообще надлежит совершить в сходной ситуации всякому порядочному человеку, но людское тщеславие приводит к тому, что простодушный герой невольно запутывается во лжи и даже совершает подлог — словом, герой хочет «как лучше», а получается «как всегда»: скверно в итоге получается.
В ходе двенадцатого ОМКФ было показано 65 фильмов.
Одесский кинофестиваль был обращен к широкому зрителю и держал планку, ориентируясь на авторитетнейшие кинофестивали мира. Он лишь зеркало, а на зеркало нечего пенять.
Прозрачность и достоверность зрительского голосования обеспечил официальный аудитор ОМКФ «Kreston GCG». Фестиваль прошел при поддержке Госкино Украины. Национальный конкурс был посвящен 30-летию украинской независимости.
Тина Арсеньева. Фото с сайта ОМКФ и из Всемирной Сети