|
Они нашли друг друга, двое «наших людей», лауреатов нашего газетного конкурса «Люди дела», — народный артист Украины, художественный руководитель Национального одесского филармонического оркестра Хобарт Эрл и саксофонистка, лауреат международных конкурсов, президент международного конкурса «Золотой саксофон» Анна Степанова. Богаче стали оба, а зритель и вдвойне!
ПЕРВЫЙ опыт сотрудничества Анны Степановой с Национальным филармоническим оркестром, собственно, состоялся в 2008 году. Но сейчас появилась надежда на более тесное и долговременное сотрудничество. С Анной работает заслуженный артист Украины, дирижер Игорь Шаврук. Он ею доволен и говорит, что концерт, в котором Аня 13 марта выступила как солистка, дай Бог, не последний.
Анна Степанова как концертирующий музыкант, что называется, сама себя сделала, не пользуясь ничьей протекцией. Она быстро завоевала популярность у публики своими оригинальными программами классической музыки, непривычно сочетающими музыкальные тембры и стили. Но приобрести доверие и уважение коллег-музыкантов, гораздо более старших, опытных, раскрученных, — задача куда более трудная. И мы видим, что Анне это удалось: она выступает в концертах с такой, например, звездой джазового пианизма, как Алексей Петухов, привнося в эти концерты свою «изюминку»: ведь её саксофон не джазовый, а классический, хотя и произведения музыкального «авангарда» тоже ему не чужды.
А уж выступить в качестве солистки с таким мощным, авторитетным, суперпопулярным коллективом, как Национальный филармонический оркестр, — это не только большая ответственность и честь, но и несомненное свидетельство творческого роста и доверия со стороны музыкантов.
Да и тембр саксофона, вплетающийся в струнно-смычковое симфоническое звучание... ну разве это выглядит мезальянсом? Напротив, палитра оркестра обогатилась. Да и что такое саксофон? В сущности, модифицированная флейта, интегрировавшая в неповторимом своем тембре «металл» и «дерево».
Для Анны Степановой специально написаны музыкальные пьесы: одесским композитором-симфонисткой Алёной Томлёновой; итальянским маэстро Роберто Марино; украинские корифеи Мирослав Скорик и Егений Станкович посвятили Анне, каждый, по опусу.
СУББОТНИЙ концерт собрал довольно много народу, вопреки проклятым локдаунам, и люди горячо приняли программу. В этот вечер прозвучали: скерцо Поля Дюка «Ученик чародея» и симфоническая сюита «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова в исполнении оркестра под управлением Игоря Шаврука; «Скерцо» и «Латинская сюита» нашего современника Роберто Марино в исполнении Анны Степановой, в сопровождении оркестра.
Расписывать, то бишь пересказывать, концерт — дело неблагодарное и отчасти смешное. На концерты просто нужно ходить. Если вам угодны мои впечатления, то вот они: Игорь Шаврук как дирижер всегда демонстрирует утонченную манеру. Его музыкальные трактовки неброски, чужды внешних эффектов, он не ставит целью произвести в слушателе эмоциональную встряску — он идет в глубину, стремясь выявить как можно более полно замысел автора. Такой же манерой, кстати, отличается пианист Сергей Терентьев. Говорю это потому, что в бытность мою в Одессе слышала и очень эмоциональных интерпретаторов музыки, и таких, для которых музыка — чистейшая математика. Игорь Шаврук отрешается от так называемого самовыражения в пользу авторского посыла. Как дирижеру ему присущи тонкий лиризм и эмпатия.
Я бы сказала, это очень интеллигентные музыкальные интерпретации. Не «интеллектуальные»: тут уже как раз область математики, когда музыку недолго и «разъять, как труп», — нет, Шаврук аплеллирует, прежде всего, к чувству и воображению слушателя, очень ненавязчиво, большое значение придавая нюансировке звучания.
Что до Анны Степановой, ее исполнительское мастерство мощно рвануло ввысь, в нем проявилась легкость: слушая Анну, не заморачиваешься вопросом о сложности исполняемой пьесы — тут музыка уже рождается спонтанно, что называется, из дыхания.
Ведущей программы была музыковед Эльвира Паламарчук.
Отдадим должное и дирекции Национального одесского филармонического оркестра: деятельность ее теперь не только административно-организационная, но и просветительская. Какие замечательные программки сопровождают концерты! Это элегантно изданные брошюры, в которых содержатся подробные сведения об исполнителях; о композиторах и исполняемых произведениях.
Ну вот ваша покорная слуга: я ведь не музыкальный критик, «консерваториев, звыняйтэ, не кончали» — и для меня открытием стал тот факт, что учениками французского композитора Поля Дюка были авангардист Оливье Мессиан и выдающийся испанский композитор Хоакин Родриго Бидре, «маэстро Родриго», как по сей день зовут его испанцы, обессмертивший себя уж тем, что написал «Концерт Аранхуэса», одно из красивейших произведений ХХ столетия...
«Вчера и я была в филармонии. Шехерезада восхитительна!», — написала мне в Фейсбуке одесситка Ольга Якубович.
Я думаю, в восхищение музыканты привели не ее одну. Так что, дорогой читатель, спешите на концерт Национального одесского филармонического оркестра 19 марта в 19.00: прозвучат произведения Шуберта, Моцарта и Чайковского; солисты — Тарас Нестер (гобой), Андрей Семака (фагот), Юрий Гаяц (кларнет), Валерий Апостол (валторна); дирижер — Андрей Юркевич.
Тина Арсеньева