|
Одесский академический русский драматический театр на своей малой сцене поставил трагикомедию «Последнее предупреждение» по пьесе известного российского драматурга Никиты Воронова «Страсти по Торчалову».
Написанная в середине девяностых, эта пьеса актуальна и сегодня, особенно если последовать примеру режиссера Елены Озерной и художника-постановщика Анастасии Ильченко, которые не «пересолили» по части злободневных политических акцентов и намеков.
Завершается 2020 год, во время которого мы не раз волновались за свою жизнь и жизнь близких людей, поэтому самое время поразмышлять о том, что ждет, как говорится, за чертой. Не исключено, что некая палата временного содержания, которую придется покинуть только в том случае, если вспомнишь самый большой грех, совершенный при жизни. Комендант Римма (Анастасия Борисова-Яцкар) и агрессивный милиционер (Альберт Каспарянц) следят за порядком, но по сути ничего не решают, процесс доведен до автоматизма: назвал тот самый грех, звенит колокольчик, и ты собираешься дальше, туда, куда зрителей не приглашают. Проблема в том, что высшие силы (назовем их так) видят главный грех совсем по-другому, чем люди.
Но это не отменяет силы молитвенного обращения. «Хороший у нас народ. Всегда найдется дурак — отмолит, простит...», — говорит один из персонажей, следуя собственной логике. Принимая волей-неволей предлагаемые обстоятельства, герои даже в загробной жизни обнаруживают способность меняться, и для кого-то клиническая смерть станет «последним предупреждением».
За непростыми отношениями персонажей очень интересно наблюдать. На расстоянии вытянутой руки от зрителя справляются со своими проблемами только что «давший дуба» функционер Торчалов (Андрей Ершов), крестьянка Лиза (Алла Нестерова), которая помнит нашествие Наполеона, красный командир Саня Пыжов (Ярослав Белый) и безобидный Семен Кушкин, вот уже сорок лет не понимающий, в чем он наиболее сильно провинился.
Торчалов тоже долго не понимает, в чем его грех. «А кто при власти без греха?» — возражают ему. И то верно, именно так устроено на грешной земле, святость по монастырям прячется, грех на трон посягает. Но, может, пора менять ситуацию и меняться самим? К этому выводу спектакль подталкивает не только персонажей пьесы.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского