|
Итак, Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного предложил поклонникам легкого жанра яркое динамичное действо — мюзикл В. Ильина и В. Лукашова «За двумя зайцами» по мотивам одноименной комедии М. Старицкого (см. «ВО» от 11 февраля). Режиссер-постановщик — Владимир Подгородинский.
ВЫ ЖЕ СОГЛАСНЫ, что не стоит здесь пересказывать сюжет: кому у нас не знакома история «жевжика», сиречь пижона, Свирида Петровича Голохвостова-Голохвастова, цирюльника с Подола, который увяз в долгах и хотел поправить дела женитьбой на богатенькой и гламурной, но некрасивой Проне, заодно легкомысленно пытаясь закадрить хорошенькую, но простоватую и бедную Галю, и был разоблачен, и остался при долгах, зато холостым и свободным.
А почему эта незатейливая история не выветривается, не выдыхается и помнится? А потому, что в ней ее автор хорошенько продернул городское мещанство с его гламурными претензиями, показал, каков из хама пан. Однако времена идут, а хамы лезут в паны, и многим это, увы, удается, и хочется зрителю, чтобы всякий нахал таки был посрамлен. А чем смешон анекдотец? Главным образом, тем взрывным суржиком, на котором изъясняются его претенциозные герои.
Но у мюзикла свои законы. Здесь музыка — самая важная барыня. А литературе приходится потесниться, усохнуть до сюжетного костяка. Здесь изъясняются по преимуществу телодвижениями, то есть, танцем. И подразумевается, что вы, зритель, этот сюжет наизусть знаете, что сюжетные ходы и реакции персонажей для вас предсказуемы, а иную реплику если и не расслышишь, не беда. Вас должен втянуть в себя музыкально-вокально-танцевальный смерч и не отпускать. Что в спектакле В. Подгородинского и происходит.
«Я хотел показать, какой это веселый, искрометный, музыкальный, талантливый народ, — сказал Владимир Подгородинский на пресс-конференции, предшествующей премьерам. — Хотелось завертеть на сцене карусель жизни».
И она крутится-вертится на сцене, эта ярмарочная карусель, словно скопированная с той, что стоит в Одессе у входа в парк Шевченко, на кольце трамвая: развесистый, развеселый, разудалый, завлекательный кич, пряничное, карамельное счастье.
Вообще-то свести оформление спектакля к одной такой вещественной метафоре, к некой гиперболизированной житейской примете — это опасно и может оказаться назойливо... Но сценограф Станислав Зайцев ловко избежал ловушки, придав карусели множество возможностей трансформации — то в простую хату на предместье, то в мещанскую гостиную самозванной «панночки», а то и в ночной сад, в котором пахнет сиренью.
А В ОБЩЕМ получился радостный лубок, олеографическая картинка, балаганчик, святочный вертеп с популярными в народе персонажами, ярмарочный раек и даже чуточку «дель арте». Италийский колорит отчетливее всех репрезентирует у нас такая себе Коломбина с Подола — служанка Прони, разбитная Химка (Ирина Гусак в том составе спектакля, который я посмотрела).
А вот Секлета Лимариха, матушка лирической героини Гали (Галя — засл. арт. Украины Виктория Подольная), — та уже «наше всё», прилетевшее на метле прямо с хутора близ Диканьки: в исполнении народной артистки Украины Натальи Завгородней это такая обольстительно-хищная особа, что, глядишь, охмурит и совратит ветреного Голохвостого, так что и Галя для него померкнет.
Денис Фалюта — Голохвостый что надо: и пижонистый, и нагловатый, и трусоватый, и завиральный. А уж заслуженная артистка Украины Ирина Ковальская в роли жеманной Прони Прокоповны, та вообще порвала публику. Обычно Ковальской достаются «героини», но и откровенный бурлеск ей оказался по силам. В этой паре тоже сказываются гоголевские персонажи...
Народная артистка Украины Виктория Фролова (Явдоха) вместе с народным артистом Украины Николаем Завгородним (Прокоп Сирко), родители Прони, напротив, предстают как лирико-юмористическая пара, эдакие постаревшие субретка и простак, ипостась старосветских помещиков, которых угораздило произвести на свет дочку-мечтательницу, так что покой им только снится.
Сергею Федоренко досталось опасное амплуа: резонера, разоблачителя амурных козней, а именно — роль Степана, возлюбленного Гали. Но актер справился, избежав сопутствующих опасностей.
ЗАЖИГАЛИ на сцене от души, и всё это под музыку, с выводом на сцену то бандуристок, то трубача... Но музыка-то здесь не только главное действующее лицо, но и главная закавыка! «Это будет музыкальная эклектика, стиль фолк-фьюжн», — предупредил насчет музыкальной ткани спектакля его постановщик. Но, не знаю уж, как кто, а я сразу и с изумлением вычленила в эклектике базовую составляющую: да это же клезмерская музыка!
А вы чего ожидали, гопака? Ан и зря, потому что это — город, губернский город, и в этом городе есть такая вот специфическая слободка — Подол, район мещан, среда обитания купцов, лавочников и ремесленников, маленький интернациональный вавилон, где звучат и украинский суржик, и еврейский идиш. Тут вам не патриархальное село. Хотя... а кого, собственно, звали в украинском селе на скрипках и цымбалах играть, ежели свадьбу справляли? Кто обычно составлял сельские и местечковые музыкальные ансамбли? Правильно, еврейские мастера смычка, по премуществу. Нормальное, привычное было явление. Тем более, на киевском Подоле. Так что всё верно с музыкальной партитурой украинского первоисточника.
И ведь как мелодично, как проникновенно и зажигательно. Так что я только улыбнулась, прочтя в Википедии, что композитор Вадим Ильин, помимо творческих союзов бывшего СССР, состоял и в гильдии композиторов Государства Израиль, где прожил некоторое время.
А уж настоящему одесситу эта музыка — бальзам на душу и с медом мак. Не особо входя в стилистические тонкости, публика отреагировала со всей непосредственностью — воплями и овациями. Музыкально-танцевальное карусельное действо будет пользоваться повышенным спросом. С премьерой!
...Ах, да. На пресс-конференции дирекция театра, в лице Елены Редько, и режиссер Владимир Подгородинский озвучили планы. Во-первых, обновят оперетту Имре Кальмана «Марица»: все-таки артистам нужна и вокальная классика. Во-вторых, в работу взяты ранние произведения Михаила Жванецкого, смонтированные, с согласия их автора, в пьесу со сквозной линией... и тут много секретов и сплошная интрига.
Валентина Левчук. Фото Олега Владимирского