|
Одесский академический русский драматический театр провел два премьерных показа комедии Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
«Устали считать копейки? Раздражает начальство? Задевает, что высокие посты достаются бездарностям? Бесят окружающие дураки? Хотите взять реванш? Егор Дмитрич Глумов поделится с вами своим опытом в спектакле русского драматического театра «На всякого мудреца довольно простоты» — такой анонс придумали для спектакля его создатели.
Режиссер Евгений Резниченко неприлично молод, всего-то двадцать один год, и... неприлично талантлив. Его прекрасно восприняла труппа, охотно погрузившись в предложенную художником-постановщиком Олесем Макухиным образную среду. Нет здесь будничной обстановки, задников с нарисованными обоями, есть несколько кресел, к которым примеривается главный герой, желая занять достойное место в обществе.
Актер Владимир Лилицкий — идеальный исполнитель роли Егора Глумова, достаточно молод, но и уже достаточно опытен, легко переходит из состояния умильной подобострастности к жесткой защите своих интересов. Островский именно так видел этого героя. В помощники себе Егорушка берет светловолосую хищницу — собственную маменьку (заслуженная артистка Украины Светлана Горчинская).
Но, как гласит поговорка, на всякого мудреца довольно простоты...Что скажут чванливый дядюшка Мамаев (Альберт Каспарянц), помешавшийся на своих «прожектах» отставной вельможа Крутицкий (заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный), задурившая себе голову алкоголем и сомнительными пророчицами помещица Турусина (заслуженная артистка Украины Юлия Скарга), ищущая приключений на свою красивую задницу тетушка Клеопатра Львовна (Ольга Салтыкова) и готовый на все ради ее прелестей Городулин (заслуженный артист Украины Сергей Поляков), когда узнают, что писал в дневнике о каждом из них этот любезный юноша? Финальный монолог Глумова, произнесенный с силой и страстью, очарует их вновь открывшимся обаянием, и никто не удивится, если спустя некоторое время, без неприличной поспешности, ему все-таки сосватают легкомысленную Машеньку (Анастасия Швец) со всем ее богатым приданым...
Вот так, двести лет прошло, а люди не меняются, потому и костюмы не следуют строго моде века девятнадцатого, сюжет слегка вне времени. И все типажи узнаваемы, все ходы предсказуемы, как возвращение Мамаева, едва вышедшего за дверь, — герои загибают пальцы: «Три, два, один!», и тот снова вваливается в комнату. Чуть-чуть сократив текст и добавив к нему вот такие шаловливые детали, режиссер добился точного следования некой партитуре, где реплики дополняются жестами, раскрывающими истинный смысл происходящего... И оказалось, что Островский-то на самом деле непредсказуем, из его текста можно вытащить много новых смыслов и поводов для веселья.
«Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!» — кричал в финале герой другого русского классика. Не скроем, смеемся над собой. И даже немного рады, что нет в этой пьесе ни одного положительного персонажа, все в чем-то да виноваты, дескать, не мы такие, жизнь такая!..
Галина Марьина. Фото Олега Владимирского