|
Свершилось: Одесский национальный академический театр оперы и балета поставил оперу Джузеппе Верди «La Traviata» в новом режиссерском прочтении Евгения Лавренчука. Здесь все, что касается главной героини, величественно и внебытово, ей под стать и трактовка образа влюбленного в Виолетту Альфреда, а вот общество от романтики далеко.
На первом премьерном показе сопрано Анастасия Голуб, исполнявшая партию куртизанки Виолетты Валери, великолепно справилась и со сложными колоратурами, которых так много в первом действии, и с натуралистичной сценой угасания жизненных сил с предсмертной вспышкой энергии в финале. В чистых белых одеждах эта Виолетта подобна своему любимому цветку — камелии, остальные персонажи получили серовато-голубые, персиковые и кремовые костюмы, задутые по линиям швов серой краской для рельефности, но и ощущение грязноватости присутствует, ибо эта «заблудшая» женщина оказывается чище каждого из них и всех вместе взятых.
Флора Бервуа (меццо-сопрано Анастасия Мартынюк), другая дама полусвета, предстает в перманентном состоянии подшофе, она не в духе, подозрительна и скандальна. Горничная Виолетты Аннина (Анна Бондаренко) проводит по сцене двух великолепных борзых (совсем как в «Спящей красавице», но прием и тут уместен, когда Виолетта еще богата, почему бы ей не иметь породистых собак?). Градус кичливости повышается в сцене на балу у Флоры, тут слишком много золота, блеска и шика, гадающих цыганок и даже загримированных под быков танцовщиков. Стихия Виолетты — уют и мягкость тонов, старинный граммофон, свежесть камелий, тень воспоминания об Альфреде мерцает в кинокадрах, где он, счастливый, объясняется в любви... Но прочного и постоянного в этом мире нет — главный режиссер ОНАТОБ Евгений Лавренчук и художник-постановщик Ефим Руах устраивают на сцене вихревые потоки, грозящие унести даже действующих лиц. Иллюзия дождя, эффектно уносящийся ввысь занавес, хоровод бальных платьев на люстре (метафора головокружительного вальса), выплывающие словно из-под земли персонажи — результат работы со сложной машинерией, которую приобрели с помощью привлеченных средств.
Главный дирижер ОНАТОБ Вячеслав Чернухо-Волич, взявший в работу партитуру Верди практически без купюр, продемонстрировал чуткое отношение к пожеланию композитора, упомянувшего в одном из писем, что опера «пойдет хорошо, если оркестр поймет раз и навсегда, что надо играть piano). Трепетного тихого звучания, не заглушавшего солистов, как раз и добивался классик от интерпретаторов. Подвижный и артистичный, притом отменно звучащий хор (хормейстер-постановщик — Валерий Регрут) расцветкой костюмов (кроме карнавальных персонажей и «быков») не отличается от солистов, но зритель сразу понимает, между кем затевается интрига, так продуманны и оправданны по-актерски образы. Обаяние юности и восхищенной влюбленности — это Альфред Жермон (тенор Олег Злакоман), мудрость зрелости и сердечность — его отец Жорж Жермон (баритон Роман Страхов), спокойное достоинство — покровитель Виолетты барон Дюфоль (бас Василий Навротский), но нет уверенности, что все они реальны, а не придуманы Виолеттой в чахоточном бреду. Такая фантастическая атмосфера, которую создали Ефим Руах и художник по свету Наталья Гара, допускает мысль об иллюзии, впрочем, ветер времени развеет и это, задует свечу жизни героини.
Будет весьма интересно почитать рецензии на премьеру приглашенных музыкальных критиков, которые рецензируют фестивали в Зальцбурге, Экс-ан-Провансе, Байройте, постановки Баварской государственной оперы, Teatro alla Scala, Венской государственной оперы, Парижской национальной оперы, Нидерландской оперы и так далее. В день премьеры в «Терминале 42» проходили панельные дискуссии в рамках Международного оперного форума Open to Progress. Доктор музыковедения, профессор Киевской национальной музыкальной академии имени Чайковского Юрий Чекан после спектакля провел со студентами своеобразный семинар на тему написания рецензий.
Похоже, ветер перемен в Одесской опере оказался, как в известной песне, «добрым» и «ласковым», раз всего за пару месяцев начавшегося сезона здесь смогли подготовить три оперные и одну балетную премьеры плюс оперный форум, и все на достойном уровне. Что еще публике надо?
София Левкович. Фото Юрия Литвиненко