|
Поспешите в Одесский музей западного и восточного искусства, на улицу Пушкинскую, 9! Там 18 октября открылась потрясающая экспозиция, которая будет работать до 10 ноября: проект «Ucraina terra magnifica: достоверная реальность». И она таки реальная, подлинная, достоверная, искренняя и наполнена не заказной и показной, а тихой и глубокой любовью к родной земле, эта выставка: увидеть — словно из родника напиться.
ИНИЦИАТОР АРТ-ПРОЕКТА — этнограф-исследователь, коллекционер, лектор Майя Эрнст из города Днепра. Она окончила один из почтеннейших художественных вузов бывшего СССР, ныне называемый Харьковской государственной академией дизайна и искусств. Является научным сотрудником Днепропетровского национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого: этнограф отдела истории Украины XIV — начала ХХ столетий. Ее приватная коллекция народного костюма (собрание «Кайзерсдорф»), преимущественно женского, разных регионов Украины, а также ювелирных украшений, составила костяк экспозиции в ОМЗВИ, в которую вошли также народные куклы, рушники и, как дополнение, живопись одесской художницы, педагога нашего «худ-графа» педуниверситета имени Ушинского — Татьяны Молодой.
В Одессе у Майи Эрнст есть единомышленницы. Так, куратором выставки выступает Елена Филиппова — по профессии врач, работающая и преподающая в Мореходном колледже технического флота Одесской национальной морской академии. Елена — страстный любитель и знаток украинской этники, коллекционер кукол, созданных в народной традиции. Она ведет собственный сетевой арт-проект «КуклЬтура — Puppet Culture». Елена и была моим проводником по этой грандиозной, впечатляющей выставке, которую группа энтузиасток мастерски, элегантно оформила всего за три дня.
Выставка проходит при поддержке департамента культуры и туризма Одесского городского совета. А сколько авторов и коллекционеров откликнулось из множества районов страны! Всех не перечислить.
Вот «Семнадцать фигур вертепа», это куклы киевлянки, известного мастера декоративно-прикладного искусства Оксаны Цюпы: вариант авторский, по народным мотивам, — острый гротеск, характерные персонажи, годятся для повестей Гоголя. Материал, насколько можно рассмотреть, — лоскутки, валяный фетр, вязание. Много на выставке традиционных магических куколок-мотанок: иные в чисто сельской коренной традиции, как, например, у народного мастера Украины, художницы из Днепра Инны Ивинской; иные авторски переосмысленные. Так, львовянка Милена Коломиец представила серию фигурок из скульптурного пластика, у которых лица обозначены осевой крестовиной, как это принято в изготовлении мотанки, и назвала свой проект — «Немотанка».
Изящно исполнены лирические этнографические куклы из фарфора работы Тамары Пивнюк (Киев); скульптурными куклами увлечена и Галина Ночовна, полтавчанка. Одесса и Одесская область представлены народными мастерами Украины Кирой Мельничук, Ларисой Харченко, мастером-исследователем Инной Шипиловой, этнографом Ольгой Балан.
НО КОСТЮМ! О, это из тех экспозиций, в которых застреваешь надолго. Образцов — около сорока.
...Пытаюсь отгадать: нахально, конечно, с моей стороны состязаться с этнографами, но азарт же разбирает. Вот эти черные, строгие женские одеяния вроде как кроя «душегреи» — я на картинках видела, похоже на Киевщину? «Нет, — смеется Елена Филиппова, — представьте себе, это наша Кодымщина, и прослеживаются молдавские влияния». Ничего себе! Это же из каких сундуков и в каких селах было извлечено? Я трижды была на Кодымском этнофесте, там все сельчанки в вышиванках «из скрыни», но такого костюма увидеть не пришлось!
Ну, а уж Буковину ни с чем не спутаешь: с ее шитьем бисером или гладью и, опять же, с молдавскими мотивами. И районы Гуцульщины тоже представлены: оказывается, нет однотипного, единообразного народного костюма даже в пределах столь маленьких регионов.
А ювелирные украшения в витринах! Милые дамы, нам сегодня такого не носить. Выглядят — как современные: я даже спросила, не авторские ли. Нет, аутентичные, XIX век. А мастерица Светлана Лебедева из Тульчина Винницкой области воспроизвела восковой венчальный венок невесты — тончайшая ювелирная работа!
Есть вещицы и постарше, на конец восемнадцатого столетия тянут. Вы читали новеллу Коцюбинского «Тени забытых предков»? Там упоминаются «згарди» (пишу это слово на украинском), женское украшение. Вот они, в витрине. Это нанизанные на шнурок либо проволочную основу амулеты-обереги: крестики, бляшки, монеты. Пишут, что слово происходит из румынского языка и означает — знак, монисто, ошейник, в древнеегипетском понимании: пектораль.
А сейчас двинемся восточнее... «недарма ж паничi їй носять дукачi», — так вот они: тут всё шло в дело — большие серебряные монеты с двуглавым орлом (не разглядела я, правда, Габсбургов или Романовых), медальные профили государыни Екатерины Великой, всё вызванивало на шеях сельских красоток.
...Мое внимание привлекла ткань роскошной выделки на одном из женских костюмов, по ощущению — явный модерн, авторская. «На этот раздел стоит обратить внимание, — комментирует Елена Филиппова. — Это проект «Bessarabia clara»: «яркая Бессарабия». Его автор — Анна Михайловна Константинова, она же автор кукол из керамики: директор краеведческого музея в селе Огородное Болградского района. Это ее коллекция, и представляет она образцы болгарского народного костюма».
Оказывается, у нас на юге Украины в местах компактного проживания болгар, чьи предки в конце XVIII века бежали от турок в обустраиваемую здесь Новороссию, народные костюмы и обычаи подчас представлены выразительнее, чем на исторической родине. Здешние регионы меньше подверглись глобализации.
Итак, спешите увидеть выставку «Ucraina terra magnifica», и вы поверите, что Украина — великолепная земля. Невзирая ни на что. Да, в конце концов, от нас в некоторой степени зависит, какой ей быть, нашей земле.
Тина Арсеньева