|
В Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоялись два премьерных показа оперы Джузеппе Верди «Трубадур», над которой работала международная команда из Украины, Германии и Нидерландов.
На первой премьере Леонору спела Юлия Терещук, Манрико — Эдуард Мартынюк, Азучену — заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская, графа ди Луна — Роман Страхов. На второй вышли на сцену солисты Анна Литвинова (Леонора), Олег Злакоман (Манрико), Марина Годулян (Азучена), гость из Румынии Василий Кишу (граф ди Луна). За дирижерским пультом два вечера подряд стоял Игорь Чернецкий. И оба раза обновленный «Трубадур» был встречен овациями. Но иначе и быть не могло. Прежний спектакль уже десять лет назад морально устарел, декорации обветшали, новый — невероятно эффектный, эмоциональный, яркий, к тому же в нем заняты преимущественно молодые солисты с великолепными голосами.
Почти сразу после премьеры везет «Трубадур» на гастроли в Европу импресарио Здислав Супеж. Режиссер Тило Райнхард (Германия) высоко оценил творческий потенциал наших артистов, ему приходилось постоянно работать, чтобы раскрывать все их грани таланта.
— Спектакль очень современный и актуальный, несмотря на то, что герои одеты в исторические костюмы, — говорит Тило Райнхард. — Мы неожиданно открыли для себя, что эта опера поднимает актуальные вопросы и проблемы, которые приходится решать каждому человеку во все времена: вечное противостояние свободы, долга и насилия. Но существует сила, способная преодолеть этот губительный конфликт — это сила любви. Она передается с помощью музыки, и каждый слушатель проникается этим великим чувством.
— Это первый режиссер, который персонифицированно подошел к каждому артисту хора, — рассказал хормейстер-постановщик Валерий Регрут. — С первой же репетиции он раскрыл характер каждого и дал задачи, которые помогли максимально использовать талант. Это удивительная работа — мы ею восхищены.
Восхищаются и зрители: за каждым находящимся на сцене артистом неимоверно интересно следить. Дремлющая стража замка графа ди Луна в начале оперы похрапывает, сидя вдоль стен. После пробуждения хористы легко перемещаются по сцене, реагируя на рассказ Феррандо (неимоверно красивый бас у Виктора Шевченко, но суть рассказа передавать не будем, у «Трубадура» самый запутанный сюжет). Сцена в цыганском таборе и знаменитый хор «La zingarella» сопровождаются звоном молотов, которыми цыганочки ловко бьют по наковальне, демонстрируя свое главенство в сообществе.
Суровый вид декорациям придал художник Карел Спангак (Нидерланды), нагромождение панелей без мелких деталей — фон необходимый и достаточный для трагедии, коренящейся в далеком прошлом, герои мстят, но никто счастливее от этого не становится, совсем наоборот... Лишен необходимости мстить тот самый трубадур, воспитанный цыганами молодой граф Манрико, чья судьба становится разменной картой в чужой игре. Одел героев в колеты, ботфорты, кирасы и так далее Улли Кремер (Германия).
В планах международной творческой команды — постановки на одесской сцене оперы «Богема» Джакомо Пуччини и сценической кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. Если получится так же эффектно, если раскроется на сцене новое пространство, как это произошло в «Трубадуре», будет здорово.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского и Юрия Литвиненко