|
Музей звука (Дворянская, 25) в день столетия смерти звезды немого кино Веры Холодной устроил мини-выставку «Звезда» и смерть». Основатель Музея звука, лауреат конкурса «Люди дела» Василий Пинчук завел пластинку с песней Александра Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном...», сказал первым посетителям:
— Мы сегодня почтим память нашей Верочки, навечно оставшейся юной — легендарной и великой актрисы великого немого кино. Тогда, в далеком 1919-м, ее хоронил весь город...
Не в силах мириться с тем, что звезды — тоже люди и могут угаснуть от гриппа-«испанки», современники приписывали актрисе влиятельных любовников (даже Григория Котовского приплели) и работу на несколько международных разведок сразу. Но на все это у востребованной актрисы элементарно не было времени, не говоря уже о том, что ее моральные принципы не допускали и десятой доли приписываемых грехов. Потому и на экране чиста и прекрасна!
— У нее была удивительная судьба, — поведал собравшимся журналист Александр Галяс. — Она, пришедшая в кино чуть ли не со скуки, стала настоящей кинозвездой мирового масштаба, а ее смерть в 26 с половиной лет даже не окутана, а скорее «опутана» самыми противоречивыми слухами, которые стали бродить по Одессе чуть ли не на следующий день после ее смерти. На сегодняшний день сохранилось лишь несколько фильмов с участием Веры Холодной, несколько фрагментов из фильмов и гигантское количество литературы о ней — и с теми же загадками, легендами, попытками ответить на множество вопросов о ее жизни и смерти. Первым, кто попытался развеять представление о Вере Холодной как о шпионке и женщине «легкого поведения», был знаменитый кинодраматург Алексей Каплер. В «Литературной газете» он опубликовал очерк «Загадка королевы экрана», в котором призвал поднять голос в защиту актрисы. Новый виток интереса к «тайне смерти» Веры Холодной возник после выхода фильма «Раба любви», в героине которого легко было узнать прототип. Финал картины не оставлял сомнений: актриса гибнет, потому что помогала большевикам.
На самом деле все было гораздо проще, но финальная фраза из фильма («Господа, вы звери!») может быть адресована и сегодня тем, кто уж очень неделикатно фантазирует на темы жизни и смерти реальных исторических лиц.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского