|
Праздником для театралов оказался показанный в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре спектакль московского режиссера Ильи Бледного «Брачный капкан» с молодыми, но уже известными артистами театра и кино.
Постановщик сыграл главную роль Сганареля, подержанного жениха на шестом десятке (образ «делает» нашлепка-лысина), задумавшего взять в жены молодую особу. Сегодня такое тоже в моде, несмотря на заверения психологов, что лучше бы брачующимся принадлежать к одному поколению, то есть разница в возрасте не должна превышать десяти лет. И все же герой комедии Мольера «Сганарель, или Брак поневоле» не с легким сердцем лезет в брачный капкан, его обуревают сомнения и сбивают с толку советчики всех мастей, от философов до гадалок.
Старинную историю режиссер превратил в комедию дель-арте, местами дополнив собственным текстом, и комедия не осовременилась (никто не достанет из кармана мобильный телефон, не пошутит на «злобу дня»), но заиграла новыми красками. Улыбка Мольера сияет сквозь столетия, стили, трактовки! Мастерство бродячих комедиантов, прибывающих на сцену с кибиткой, где и декорации, и бытовые предметы вроде тазика (тоже пригодится по ходу представления!), — в выразительной речи, пластике, умении блеснуть вокалом и танцем, перевоплотиться в другого персонажа благодаря одной красноречивой детали, будь то шляпа или маска. А костюмы, как выясняется, у артистов уже надеты, просто они ближе к телу, надо лишь обычную одежду вывернуть наизнанку...
Явно по расчету склоняется к браку со Сганарелем красотка Дорина (Светлана Антонова), заигрывающая с молодым доктором Жеронимо (Филипп Бледный). Консультации жениху дает страдающий раздвоением личности ученый Панкрас (Дмитрий Мухамадеев), проводя со Сганарелем подобие сеанса психоанализа. Другой ученый консультант Марфуриус (Филипп Бледный) вообще не верит в реальность происходящего:
«— Намерен я жениться на девушке...
— Вам это может сниться».
Бойкая миниатюрная служанка Фразина (Анжелика Каширина) время от времени выходит из образа — ей хочется спеть на публику, хотя роль этого не предполагает. Фразине позволят спеть, но позволит ли здравый смысл Сганарелю жениться на Дорине?
Так и не получив толкового совета, Сганарель затевает гадание... на колбасках: «Верная жена — в юбке сатана. Ласковая киска — горькая редиска...». Разумное решение взять назад брачные обещания вызывает бурю протеста у отца и брата невесты (Дмитрий Мухамадеев и Филипп Бледный), и тут уж схватка пойдет не на шутку, тазик для стирки станет боевым щитом! Веселая кутерьма в финале сменяется грустной немой сценой, когда уже не Сганарель и не Дорина, а окончившие спектакль артисты найдут в шапке для сбора денег всего один грошик... Впрочем, через минуту гастролерам нанесли на сцену гору букетов, а это для артистов во все времена дорогого стоит.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского