|
В Одесском областном академическом театре кукол 8 и 9 ноября состоялась премьера спектакля «Бабы Бабеля» по мотивам рассказов Исаака Бабеля: «Король», «Отец», «Иисусов грех». Режиссер-постановщик — Евгений Корняг (г. Минск, Беларусь). Художник-постановщик — лауреат премии «Золотая маска» Татьяна Нерсисян (г. Минск).
ОДЕССА ревнива к прочтению какого бы то ни было «нашего всё» пришлыми людьми, «варягами». Но в данном случае даже самые скрупулезные ревнители творчества Бабеля сошлись во мнении: спектакль удался! Он «цепляет», волнует, он отмечен не только проникновением в социально-психологические глубины, что в восприятии новелл Бабеля, скажем так, не новость, — но и воспарением на метафизические высоты, чего, за специфически колоритным юмором и стилизованной лексикой бабелевских лихих персонажей, подчас не замечают даже поклонники писателя.
Спектакль Евгения Корняга — это поистине библейская бытийность, равно как чтение со сцены бабелевского текста — а Корняг строго следует тексту, это спектакль-действо, но и действо-чтение, задействован своего рода «закадровый голос», — обнаруживает в этом тексте библейскую подкладку в самих ритмах фразы, в экзотической цветистости оборотов.
«Бабы Бабеля» интересны не только проникновенными актерскими работами, гротескно решенными куклами. Даже не только неожиданными для одессита режиссерскими подвохами, когда ожидания зрителя оказываются напрасными, и ты ломаешь голову: почему? — и, по ходу действа, понимаешь: да, в таком подходе есть своя глубинная правда, и надобно перечесть знакомые до буковки новеллы и эту правду в них обнаружить, она там есть. Спектакль занимателен своей открытой игровой природой, демонстративными остранениями, причем не только персонажей, но и самого авторского текста. Спектакль поучителен опытом освоения на сцене современного кукольного театра тех давних жанров, из которых, собственно, этот театр и вышел: рождественского вертепа, райка; средневековых моралите и миракля.
«Бабы Бабеля» — спектакль мистерийный, спектакль глубоко карнавальный, и в этом он вполне соответствует своему первоисточнику. Он мобилизует, заставляет посмотреть новыми глазами на привычное, разрушает штампы, побуждает «взглянуть вверх».
«Разбору полетов» мы уделим внимание в ближайшем номере. А Театр кукол — поздравим с удачей. И с приобретением. Корняг — это голова. И в этой голове есть мысли. Глубокие. И сердце у Корняга тоже имеется. Но — что важно для режиссера — воображение никогда не забегает у Евгения Корняга вперед соображению. Это художник ответственный.
Тина Арсеньева. Фото Олега Владимирского