|
В Одесском национальном театре оперы и балета 26 и 28 октября состоится премьера балета «Маскарад» на музыку Арама Хачатуряна. Сюжет драмы Михаила Лермонтова предстанет в «волшебном зеркале», которое применяется вместо задника. Идут последние репетиции.
— «Маскарад» — это одесский продукт, — рассказывает хореограф-постановщик, заведующий балетной труппой, заслуженный артист Украины Гарри Севоян. — Был снят фильм-балет, созданный при участии лучших на то время театров, и, что отрадно, Одесский театр вошел в их число. Ведущий солист и балерина были из Мариинского театра, Никита Долгушин, танцевавший партию Арбенина, был из Москвы, Рафаэль Авникян из Ереванского театра и наша балетная труппа. И местом действия служил наш театр. Снимали со стороны Английского фойе, снимали интерьеры театра. Постановщиками были Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов.
Арам Хачатурян не писал музыку для балета, им была написана музыка для драмы, а связал всю сюиту авторскими музыкальными фрагментами Эдгар Оганесян, с сыном которого, Геворком, Гарри Владимирович был дружен. В Ереванском театре, рассказывает постановщик, шел «Маскарад» с той же хореографией, но одесская версия выигрывала за счет великолепных декораций Ильи Глазунова.
— Мне выпала большая честь участвовать в этом спектакле, — отмечает дирижер-постановщик Виталий Ковальчук. — Нотный материал с годами, к сожалению, износился, партитуру пришлось восстанавливать, переписывая ноты вручную. Это заняло много времени, но с этой музыкой приятно иметь дело. Сокращениям подвергли некоторые повторы во вставках от Оганесяна, каждая нота Хачатуряна сохранена, а спектакль в итоге стал более динамичным — вместо трех действий идет у нас два.
Возвращение такого произведения в репертуар театр позиционирует как главную балетную премьеру сезона. Партию нежно любящей мужа Нины репетируют Ольга Воробьева, Екатерина Кальченко и Екатерина Бартош. Ревнивца Арбенина будут танцевать Сергей Доценко, Дмитрий Шарай и Владимир Статный.
— Мой герой — человек не юных лет из высшего общества, — делится Сергей Доценко. — Сравнивать наш спектакль с прежним не вижу смысла. В любом случае это Лермонтов, пришлось заново прочитать произведение, окунуться в мир его героев. Нашей задачей было передать энергетику героев так, чтобы зрителю было все понятно, даже если он не читал либретто.
Блестящих Звездичей тоже три — Станислав Скрынник, Андрей Писарев и Даниэль Барба-Наполес.
— Поскольку зеркало позволяет видеть танцоров со всех точек на всей сцене, из образа нельзя выходить ни на секунду, — подчеркнул Станислав Скрынник. — Репетировать было достаточно тяжело, ведь кроме подготовки «Маскарада» мы заняты еще и в текущем репертуаре. Звездич отчасти мне близок, но только отчасти. Штраль описывает его в драме как безнравственного, безбожного, самолюбивого и злого человека. Но он, скорее, легкомысленный, азартный игрок, готовый поставить на кон даже свои эполеты.
Обуреваемая страстями баронесса Штраль — заслуженная артистка Украины Елена Добрянская, Александра Воробьева, Наталья Ивасенко, Татьяна Афанютина.
— Мою героиню я не делаю уж такой злодейкой, — поведала Елена Добрянская. — Это женщина, действующая в состоянии аффекта — Звездич на ее глазах идет к Нине, целует ей руку, и Штраль сходит с ума от ревности... Партия насыщенная как в хореографическом, так и в актерском решении.
Образ сплетника Шприха создадут Павел Гриц, Николай Вориводин, Денис Черняк.
— Шприх — очень интересная, игровая партия, — говорит Денис Черняк. — Это богатый человек, который проигрывает свое состояние в карты, после чего начинает мстить, распространяя сплетни...
Дорогостоящее «волшебное зеркало» из ткани, работающей как на просвет, так и в качестве экрана, позволит сделать действие балета многоплановым и обнажить души персонажей, — рассказывает главный художник ОНАТОБ Игорь Анисенко.
— Это зеркало и нитяные занавесы, за которыми персонаж может стать невидимым, ускользнуть в другой мир, демонстрируют, каким я вижу перспективы развития сценографии в нашем театре, — признался художник. — Черный линолеум подсказал образ города, куда не проникают лучи солнца. Тема маскарада, где пересекаются несколько пространств одновременно, интерьер и экстерьер, зеркало и зазеркалье... Зрители могут видеть в зеркале свое отражение и понимать, что эта история — на самом деле о нас.
— В новом «Маскараде» есть реальные персонажи, а есть и зазеркальные тени, эмоции, страхи, чувства, — уточняет Гарри Севоян. — Когда они появляются на сцене, возникает совершенно иная пластика, со стороны труппы я не встретил сопротивления. Человек пришел на бал, потом выпил бокал шампанского, стал чуть более раскованным, а в разгар маскарада маски уже сброшены, каждый становится самим собой, в этом интрига. Арбенин в зеркале видит некое видение, и публика тоже его замечает. Экран при определенном освещении перестает быть зеркалом и становится окном, в определенный момент спектакля он несет разные функции, а в финале с ним связана особая задумка, о которой пока говорить не буду. На этом балу вся атмосфера пронизана невидимыми живыми существами, очертания которых вдруг становятся заметными...
— Этим спектаклем мы открываем окно в Европу, окно в мир, — резюмирует художественный руководитель балетной труппы ОНАТОБ Елена Барановская.
Пусть все ожидания театра и публики оправдаются!
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского