|
Не так давно группа украинских журналистов побывала в Турции, проехав почти две с половиной тысячи километров от Стамбула до Батуми, посетив двадцать больших и малых городов черноморского побережья страны. Именно здесь особенно четко можно видеть, как современные ветры перемен сталкиваются с многовековыми традициями и обычаями прошлой жизни.
Первая остановка — город Самсун. По преданию, здесь находились древние крепости, откуда совершали свои набеги воинственные амазонки. Об этих событиях сегодня напоминает скульптурный комплекс. История рассказывает о том, как флотилии амазонок раз в год c соседнего острова у городка Гиресун совершали ночные набеги на местные поселения и похищали мужчин. С наступлением утра мужчин возвращали обратно на родной берег. А через девять месяцев прибывал еще один амазонский десант, но уже с новорожденными мальчиками. Как они далее распределялись в семьях похищенных мужчин — история умалчивает. Девочек амазонки оставляли для пополнения своих рядов.
Как правило, к этому процессу похищения мужчины относились без сопротивления, одобрительно, тогда как их жены выступали категорически против. Чтобы выразить свой протест, они даже отправлялись на лодках к островной цитадели, чтобы на безопасном расстоянии бросить в ту сторону камень и осыпать похитительниц руганью и бранью.
Много веков прошло с того времени. Но традиция женского «марша протеста» осталась. Раз в год, в конце мая, в рамках местного фестиваля изобилия проходит плавание вокруг острова и бросание в него камней. Считается, что тот, кто добросит до него камень, обязательно добьется исполнения желания.
Зато экскурсия по средневековому турецкому дому в городе Амасья с демонстрацией быта турецких женщин того периода выглядела как полярная противоположность жизни свободолюбивых амазонок.
Женская половина дома была отделена от мужской части. На окнах решетки и шторы. Даже на своей половине женщина должна быть закутана, как кокон. Остается открытым лишь лицо, которое она еще имеет право показывать дома ближайшим родственникам: мужу, отцу, братьям. При выходе на улицу сопровождать ее могли только евнухи.
— В каждой мечети есть места специально для женщин, — рассказывал нам местный имам в мечети города Костмону. — Эти площадки для молитв на некотором возвышении сделаны для того, чтобы женские фигуры на коленях, склоняющиеся в поклоне, не отвлекали мужчин от молитвы. С другой стороны, на бытовом уровне мусульманка по исламским законам должна быть покорной мужу — своему земному властелину.
Освобождение женщин от мужской тирании и законов шариата принес в 1919 году основатель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк.
Но с начала реформ Ататюрка прошло почти сто лет. В городах и селах черноморского побережья фигуры в черных одеяниях, в отличие от Антальи или Стамбула, составляют большинство. Многие из них еще и носят платок никаб, который оставляет на лице только узкую прорезь для глаз. До 2012 года носить хиджаб было запрещено законами Ататюрка.
В одном из кафе мы поговорили на эту тему с молодыми и дружелюбными официантами. Выяснилось, что это студенты, которые периодически подрабатывают в общепите. По их словам, ношение хиджаба добровольно. После того, как президентом стал Эрдоган, былые запреты были отменены, и сейчас религиозная символика в одежде стала входить в моду. Сейчас этот головной убор носят даже в институтах.
Возращение к мусульманским традициям в наше время накладывается на современные черты повседневной жизни. К примеру, на пляжах можно увидеть любительниц морских ванн в купальниках, которые закрывают тело от шеи до щиколоток. Специально для мусульманок изобрели для купальников такую ткань, которая пропускает солнечные лучи и позволяет загорать не оголяясь.
Примечательно, что турецкие женщины постоянно подчеркивают превосходство мужчины и его главенствующую роль в семье и обществе. А турецкого мужчину — в отличие от европейского — никогда нельзя упрекнуть в мягкотелости, в желании переложить главные заботы по обеспечению своей семьи на плечи жены. Как правило, большинству наших женщин такой подход нравится. Поэтому количество браков между славянками и турками с каждым годом увеличивается. Как признавались некоторые из наших женщин, они наконец-то получили возможность «почувствовать себя слабой».
Но нередко встречаются и наши соотечественницы, которые спустя годы развелись, не выдерживая восточный характер своего мужа. Наверное, золотая середина отношений в паре находится где-то между европейским феминизмом и исламскими традициями, когда мужчина занимает свою доминирующую позицию, а женщина поддерживает своего избранника энергией и любовью.
Александр ФЕДОРОВ. Член Международной федерации журналистов. Стамбул — Сафранболу — Кастамону — Амасья-Трабзон — Самсун — Батуми