|
Неслабая команда художниц под водительством дизайнера и акциониста Владимира Уманенко представила в прошлую пятницу в пгт Авангард фантазийную выставку «Платьепись».
«ПУСТЬ ВИДЯТ, что у нас не какое-то глухое село, мы открыты самым дерзким проектам», — смеясь, заметил на вернисаже председатель поселкового совета, лауреат нашего конкурса «Люди дела-2017» Сергей Хрустовский. Да уж, надерзили художницы! Они показали в выставочном зале своего рода передвижной театр, в чье действо охотно вовлекаются зрители, особенно — малолетние.
Владимир Уманенко учился костюмному дизайну в Художественном институте Таллинна. В Одессе работал художником-декоратором и дизайнером в кино и театре. Например, принимал участие в создании сценического пространства хитовых спектаклей Украинского театра: «Эдип» и «Украинский Декамерон». Сотрудничал с Домом клоунов: собственно, начинал с ними как художник и актер.
Эта приверженность театру и определила творческие устремления Владимира Уманенко, для которого, похоже, «движение — всё, цель — ничто». Всё, что делает художник, есть «арт», провозглашает Владимир. Даже если в данный момент художник нарезает салат оливье. «Функциональность объекта меня не интересует, мне интересна акция», — такой вот манифест. Действо, хэппенинг, перформанс.
...В этот раз художник сшил 70 платьев из белых тканей и через социальные сети бросил клич художницам: расписать эти платья. С условием: роспись должна содержать изображение человеческого лица, портретное или нафантазированное. На выставку в Авангарде попали 40 таких текстильных опусов-объектов.
Техника украшения платьев была оговорена свободной. Поэтому представлены и роспись: анилинами, акварелью, гуашью, акрилом, всякими новейшими водяными красками, какие наизобретали химики; и аппликация; и вязание, и плетение. Общий тон — чуточку хулиганский: преследовались цели не создания подиумной элегантности, но именно веселой, озорной игры, с перевоплощением. Это платья клоунесс.
ИМЕНА участниц проекта зачастую известны. Нашей газете приходилось писать об этих художницах либо упоминать их. Вот молодая Ева Ятт, живущая в городе Южный. Озорство, эпатаж, мистификация — ее стихия. В данном случае ее вдохновил образ-легенда: актриса Одри Хепберн, чье лицо Ева запечатлела красками на белом платьице. Одесситка Леся Верба, выпускница ОГАСА, живописец-монументалист да при этом еще и бандуристка, и певица; недавно она, кстати, окончила работу над стенной росписью детского отделения городской больницы Белгорода-Днестровского. Художница Одесского украинского театра Настя Баторий; Виктория Грозивчак, известная завсегдатаям вернисажей как Ева Елкина: она изобразила на платье портрет Мао Цзедуна в гриме... группы «Kiss».
Киевлянка Оксана Цюпа, живущая сейчас в Ирпене: жена известного украинского поэта Александра Ирванца, — а сама по себе чем интересна? А как художница: оригинальный мастер декоративно-прикладного искусства с личным проектом «Цацки-пецки». Изготавливает ювелирные украшения по народным мотивам из бисера и стекляруса. Работает с текстилем. Создает оригинальных кукол. Участвует в международных выставках. Теперь вот согласилась стать участницей проекта Владимира Уманенко.
Анна Дудник — детский психолог и мама четверых детей. Ей довелось поработать и моделью. Маленькое белое платье она, с помощью своих детей, превратила посредством нитяных пучков и шнура в портрет озорной рыжей девчонки, очень пластичный. Лилия Катькова — инвалид-колясочник: излишне говорить, насколько важно для таких людей общение, особенно — творческое. Она — вышивальщица, мастер цветов и аппликаций из текстиля. Так она и украсила белое платье.
Всех участниц проекта поименно не перечислишь. Все — с фантазией. В проект «внедрилась» и одесский поэт Влада Ильинская: ее стихи были использованы как элемент «платьеписи».
Маршрут проекта «Платьепись» — Киев, Умань, Одесса; а вскоре выставку ждет Грузия.
Вернисаж завершился актом коллективного творчества, участниками которого были дети: это была роспись белого платья из бумаги, надетого на добровольную живую «модель». Начала семилетняя жительница Ленпоселка Настя Квятковская. На вопрос, какой цвет у нее любимый, Настя ответила — оранжевый. Ну, да: оранжевое небо, оранжевое море...
Тина Арсеньева. Фото автора