|
Национальные театры Украины дружат между собой все крепче, и это идет на пользу зрителям. Взять хотя бы счастливую для киевлян возможность увидеть на столичных подмостках новую, но уже обкатанную на гастролях по Голландии и Бельгии (Гаага, Амстердам, Хеерлен и Хасселт) постановку.
Премьера балета Петра Чайковского «Спящая красавица» состоялась в мае прошлого года. К слову, осенью, на фестивале «Бархатный сезон в Одесской опере», спектакль прошел с киевскими солистами — Екатериной Кухар и Александром Стояновым в партиях принцессы Авроры и принца Дезире.
И вот Одесский национальный академический театр оперы и балета показал в Киеве свою «Спящую» в дни рождественских каникул, причем бесплатно, ибо гастроли состоялись на сцене Национальной оперы Украины при поддержке председателя благотворительной организации «Фонд Бумбураса» Пантелиса Бумбураса. Ранее в честь греческого Дня «Охи» на тех же условиях Одесса увидела балет «Грек Зорба», украшающий репертуар столичного храма искусства.
Реакция публики подтвердила — одесский спектакль достоин самой высокой профессиональной оценки. И дело даже не в красивых спецэффектах вроде плавучей ладьи феи Сирени или холеных борзых в сцене охоты, хотя такие виньетки на общей канве были весьма к месту.
«Спящую» одесситы выпускали к 177-летию Петра Ильича Чайковского, со всем уважением к первоисточнику, осовременивать сюжет — боже мой, говорят в театре, и даже не имели такого намерения, есть современный репертуар, причем оригинальный... Достойным обрамлением как для музыки Чайковского, так и для хореографии Петипа стали расписные задники от сценографа Евгения Гуренко. Известно, что сцена Одесской оперы несколько меньше, чем Киевской, а вот зал в Одессе больше, и в столице, где декорациям и артистам дали больше простора и воздуха, балет смотрелся особенно приподнято и торжественно. К тому же более сдержанный в плане декора и позолоты зал не соперничал с затейливым оформлением, а служил ему оправой.
Нельзя не отдать должное работе художника по костюмам Сергея Васильева, с уместной и приличествующей королевскому двору роскошью одеты монархи и придворные, дерзкая злодейка фея Карабос щеголяет в декольтированном ярком наряде (отделка «расплескивается» в виде татуированных «рукавов» по коже колдуньи). Прелестная идиллия в духе Брюллова — придворные дамы принца Дезире в элегантных амазонках, у фей, нереид и, конечно же, Авроры — классические изящные пачки.
О главном — автор режиссерской версии, заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, использовала хореографию Мариуса Петипа, сочиненную для премьеры, состоявшейся в Петербурге в январе 1890 года, а также фрагменты хореографии Константина Сергеева и Федора Лопухова. Сонм фей во главе с феей Сирени (Ольга Воробьева) творил волшебство. О, если бы видел великий Петипа, как Мария Рязанцева блистает мелкой пальцевой техникой в образе феи Бриллиантов — расцеловал бы и воскликнул: да, вот оно, то самое bijoux, которого он добивался на императорской сцене!
Парад героев сказок Шарля Перро в сцене свадьбы принцессы становится парадом талантов — Кот в сапогах и Белая кошечка (Руслан Талипов и Ольга Пилипейко), Волк и Красная Шапочка (Даниэль и Росана Барба-Наполес), Голубая птица и принцесса Флорина (Станислав Варанкин и Наталья Ивасенко)... Жаль, Золушку и Мальчика-с-пальчик в данной редакции на свадьбу не пригласили, а хочется, чтобы спектакль длился и длился... Не обошлось без забавной накладки — Белая кошечка так азартно выщипывала перья со шляпы Кота в сапогах, что едва не испортила костюм, и это «зарифмовалось» со сценой, в которой вот так же харизматичная злодейка Карабос (заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный) срывает парик и вырывает клоки волос с лысины церемониймейстера Каталабюта (Сергей Ткачук).
Громом аплодисментов всякий раз встречали воспитанников образцового детского театра классического танца «Фуэте» Одесской детской школы искусств № 4 и городской детской хореографической школы. маленькие, но артистичные и техничные танцовщики и балерины блеснули в Вальсе цветов (по замыслу Петипа, малыши танцуют с мягкими гирляндами, женщины держат в руках корзиночки цветов, символ девичьей привлекательности а-ля франсе, а мужчины — жесткие полукруги гирлянд). Пажи, придворные музыканты в исполнении юных артистов совсем не уступали работам взрослых танцовщиков: та же выразительность пантомимы, отточенность самого мимолетного жеста и безупречные классические стопы (ну, Одесса всегда считалась питомником талантов с малых лет).
И венцом всему — партия той самой спящей красавицы, Авроры (ее тезку, богиню утренней зари, мы видим на центральном полотне в тронном зале Флорестана), в которой Елена Добрянская создает образ юной принцессы, противостоящей козням самого зла. Хотя в дуэтах с таким Дезире, как его танцует Станислав Скрынник, уже априори задано благородство образов...
С трудом верится, что главный дирижер ОНАТОБ Александру Самоилэ обычно не работает с балетом, впрочем, маэстро трактует творение Чайковского по его же законам, памятуя слова композитора: «Ведь балет — та же симфония». «Спящая» наверняка задержится в одесском репертуаре. А впереди — создание новых работ, в том числе при участии коллег из других национальных театров Украины, новые гастроли, фестивали, чего находящийся в хорошей творческой форме коллектив, безусловно, достоин.
Мария Гудыма. Фото Александра Гайдука