|
Известный художник и деятель современного искусства Александр Анатольевич Ройтбурд обошел двух других претендентов на должность директора Одесского художественного музея — конкурсная комиссия, собранная областным управлением культуры, отдала ему предпочтение.
В конкурсе участвовали также нынешний директор музея Виталий Абрамов и его заместитель Сергей Седых. Теперь последнее слово будет за областным советом, которому подана на утверждение кандидатура будущего директора.
Обсуждение кандидатур проводилось весьма бурно (и продолжает оставаться предметом споров). Программа Ройтбурда интересна и обещает вывести музей на уровень, когда можно обоснованно претендовать на статус Национального. А музей знаком Александру Анатольевичу с раннего детства, здесь находятся его работы, в этих залах он был организатором громких художественных событий в девяностых. Есть понимание специфики, необходимые знания и организаторские возможности, чтобы музейная жизнь как минимум оживилась.
— Я за единую Украину, но неодинаковую, — произнес на презентации своей программы Александр Ройтбурд. — Одесса — русскоязычный город, в быту я говорю по-русски, как и большинство одесситов. Думаю, будет правильно, если в первую очередь мы будем предлагать посетителям провести экскурсию на украинском языке, а если с их стороны последует просьба говорить по-русски — переходить на русский язык. Хочу, чтобы музей стал местом для общения, которое будет аккумулировать и вырабатывать содержание. Все девяностые я посвятил тому, чтобы развивать в Одессе современное искусство. Сейчас у меня другая задача: сделать современный музей искусства.
Александр Анатольевич резонно заметил, что периодизация в современном музее должна проводиться не по принципу «до и после революции», она должна отражать течения в искусстве. Поэтому следует пересмотреть постоянную экспозицию — некоторым классикам соцреализма место в запасниках, а вот Виктор Баранов-Россинэ, имевший мировую известность, совершенно зря скрыт от посетителей в хранилище. Будущее музея видится новому директору так: создание культурного хаба с образовательным и издательским центрами, новый график работы, более удобный для работающих посетителей (сегодня в пять в часов дня музей закрывается), аудит энергоэффективности (наверняка можно минимизировать коммунальные платежи). Многие наши сегодняшние беды коренятся в недостатке общей культуры, и лучше бы молодежи интересно и с пользой проводить время в современных музеях, чем в сомнительных развлекательных заведениях. Если же одесскому музею удастся получить спустя какое-то время статус национального, это поможет выйти на совершенно новый уровень — видели уже такое одесситы на примерах филармонического оркестра и оперного театра.
Галина Марьина