|
Дни славянской культуры и письменности
Их открытие традиционно состоялось во Всеукраинском центре болгарской культуры, где выступили украинские, чешские, польские, болгарские, русские народные коллективы.
— Программа Дней славянской культуры и письменности продлится до 25 мая и насыщена разными интересными мероприятиями, встречами, — рассказывает директор ВЦБК Дмитрий Терзи. — Радует активное участие в их проведении молодежи.
18 мая откроется новая композиция «Болгарские мотивы», в которой будут представлены дипломные работы выпускников художественного училища им. Грекова «Крещение Болгарии» и «Хан Кубрат с сыновьями». С большим успехом прошла на сцене центра премьера оперы-спектакля «ОНО» студента музыкальной академии имени А. В. Неждановой Андрея Черного.
«Круглый стол» «География переименования болгарских сел Одесщины» соберет сельских голов, представителей районных и областной властей, историков, географов из Одесского национального университета. 19 мая ждем в гости делегацию из Германии, а на следующий день состоятся Кирилло-Мефодиевские чтения.
Конкурс воскресных школ «Джерело майстерностi» проведет 21 мая городское управление внутренней политики. Тема выездного заседания клуба «Одессика» — «Славянская цивилизация как гармония культур».
Валентина ЧЕРЕВИЧЕНКО.
выставочный проект
Живописная Украина в Шевченковские дни
Международным Шевченковским дням, главные события которых под девизом «В сiм`ї вольнiй, новiй» сосредоточены в этом году на Одесщине, посвящена республиканская выставка живописи и графики «Мальовнича Україна».
Выставка откроется 20 мая на трех площадках: в Одесском музее западного и восточного искусства (ул. Пушкинская, 9), в Художественном музее на Софиевской, 5а и в Морской арт-галерее Одесского порта (морвокзал). Мероприятие такого масштаба проводится в Одессе впервые. Заявки на участие подали художники Одесщины, Крыма, Николаевской, Херсонской, Запорожской, Донецкой областей — всего более 500 живописцев и графиков, из них более 100 — от Одессы.
Акция проходит под патронатом Министерства культуры и туризма Украины при содействии облуправления культуры и туризма, Одесского отделения Национального союза художников и дирекций упомянутых музеев и галерей.
Делиев и «Качели-качели»
Ярким подтверждением известного утверждения о том, что талантливый человек талантлив во всем, стал концерт, состоявшийся 11 мая в кинотеатре «Маски». На этом концерте заслуженный артист Украины, художественный руководитель комик-труппы «Маски», кинорежиссер, актер и художник, а также экс-депутат горсовета Георгий Делиев самым ярчайшим образом продемонстрировал талант певца и музыканта в совместном выступлении с одной из самых известных одесских рок-групп «Качели-качели».
Концерт под названием «Я плохой» собрал полный зал поклонников Георгия и рок-группы «Качели-качели». И не разочаровал ни тех, ни других.
На снимке: Георгий Делиев и гитарист группы «Качели-качели» Виталий Пономарев.
Олег ВЛАДИМИРСКИЙ.
концерт
Возвышение духа
«Ныне отринем всякое житейское попечение», — поется в церковном богослужении. Концертная музыка светского характера, что ни говори, наполнена житейскими страстями. Иное дело музыка духовная (слово «духовность» у нас частенько употребляют всуе там, где уместнее сказать расширительно: «культура») — музыка, написанная для храма. Ее не часто услышишь сегодня на концертных площадках. Тем ценнее для Одессы концертные программы органистки, дипломанта международных конкурсов Ольги ЕФРЕМОВОЙ.
Ольга Ефремова дала свою новую программу 14 мая в зале музыкальной академии имени А. Неждановой, педагогом которой Ефремова является. «Органная пассакалия» Ефремовой, как продуманное цельное музыкальное собрание, прозвучала в Одессе впервые. Произведения духовной музыки; авторы — от Хуана Кабанильеса, XVII век, до Зигфрида Карг-Элерта: это уже ХХ столетие, и, конечно же, непревзойденный Иоганн-Себастьян Бах, для которого жанр пассакальи, испанского уличного танца, был классической стариной. Но при чем здесь, спросите вы, духовная музыка? При том, что, опираясь на фольклорный исток, композиторы вложили в звучание своих органных опусов совсем иные, возвышенные смыслы. Монументальность авторских замыслов Ольга Ефремова доносит до слушателя убедительно, с истовостью настоящего церковного органиста.
Ведь ей не в новинку играть в церкви: Ольга Ефремова — непременный и авторитетный участник многих европейских фестивалей, например, ежегодного Баховского феста в Варшаве. В августе-сентябре 2005 года Ефремова концертировала в Польше и Германии. В Польше играла на родине Коперника — во Фромборке. А в Германии — в знаменитом Ульмском соборе (городок Ульм — родина Эйнштейна): колокольня в 161 метр, три органа; акустика — вот: 11 секунд длительность отзвука! Здесь каждое воскресенье играют органисты со всего мира. Ольга Ефремова исполнила в Ульмском соборе Баха, Регера, Мусоргского и... музыку нашего земляка, современника (ушедшего из жизни лет семь назад), одессита Игоря Асеева.
В «творческом портфеле» Ефремовой множество программ. Самые значительные — это полуторачасовые «45 хоралов» из «Маленькой органной книжечки», выстроенные по литургическому году Западной церкви, — источники с XVI века и даже более ранние; программа «Органная месса» («3-я часть клавирных упражнений») — произведения И.-С. Баха, прелюдии, фуги и хоралы; «6 сонат Феликса Мендельсона для органа»; пятичастная 6-я симфония Луи Вьерна, много немецкой романтической музыки — Ф. Лист, И. Брамс, Р. Шуман... И замечательно, что эта молодая, хрупкая, истовая органистка не только активно концертирует, но и готовит смену — надеемся, достойную своей учительницы.
Следующий концерт Ольга Ефремова даст 28 мая в зале пресвитерианской церкви на ул. Пастера, 62 в 18.00.
Валентина ЛЕВЧУК.
театр: премьера
Мы вам пели печальные песни, а вы не рыдали...
«ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА» в Одесском театре музыкальной комедии им. М. Водяного не поражает сценическими откровениями, и это тем более обидно, что в основу положена доброкачественная современная поэтическая пьеса, да и музыка не скучная.
* Сцена из спектакля.
Почему спектакль — рок-опера, остается неясным: в опере все-таки поют, хотя бы и «рок», а здесь изъясняются прозой, а поют всего несколько раз на протяжении действа, в основном, в массовых сценах. Назвав пьесу Сергея Пикурева поэтической, я не имела в виду, что она зарифмована, — она поэтична по сути, с глубинными тонкими подтекстами. Насчет «рока» — тоже весьма спорно: кроме оглушительного звучания, музыка Александра Нежигай не имеет точек соприкосновения с рок-культурой. Ритмы и мелодии почерпнуты, скорее, из советских музыкальных фильмов эпохи 70-х, а иные хоры вызывают на память то ли «Крылатые качели», то ли «Белогривых лошадок». Шлягеров не случилось. Хотя кое-что звучало пусть и не ново, но мило: например, хор «Плывет кораблик». Правда, при этом приходилось невольно домысливать за композитора тонкости аранжировки: стилевого чутья автору, по-видимому, не хватило.
Оглушительность же звучания огорчала бесконечно: тексты песен разобрать невозможно. А в авторах песен все-таки заявлены ваганты и миннезингеры, например, «графиня да Диас», «Гийом IX Аквитанский» и прочее почтенное средневековье.
Поют в спектакле мало, зато балета — с избытком, так что на третьем танцевальном дивертисменте устаешь и вежливо ждешь, начнется ли, наконец, собственно сценическое действие. И с тревогой обнаруживаешь, что о законах построения действия режиссер-постановщик Владимир Савинов, как бы это сформулировать, имеет какие-то свои представления, не совпадающие с учениями корифеев театра. Не то чтобы Савинов явил себя как отчаянный ниспровергатель авторитетов и безоглядный новатор. Но он просто поручил построение спектакля балетмейстеру Андрею Бедичеву, а сам скромно стушевался. И действие покатилось по однообразной схеме, в ритме, регулярном, как перестук колес по рельсам: герои поговорили — балет сплясал. Хореография эта, к сожалению, не предлагает образного решения, а состоит из набора обычных фуэте, батманов и прыжков.
В конце концов складывается огорчительное впечатление, что персонажам спектакля слишком просторно в сценической коробке, что убери кордебалет — и герой будет выглядеть букашкой, и что постановщик спектакля слабо представляет себе, чем занять актеров на сцене.
АКТЕРЫ тем временем произносят на сцене умные реплики хорошей пьесы. Пьесы про любовь земную и любовь небесную, про извечную борьбу немыслимых друг без друга мужского и женского начал. Актеры показывают, что умеют быть в характере, умеют создать образ, что они пластичны. И даже, может быть, неплохо поют, если бы их голоса не глушила громкая музыка...
Вот Изольда — Ирина Ковальская. Сначала эдакая инфантильная стервочка, одержимая гордыней, бабьей и королевской. Самозабвение эротического эгоизма делает Изольду жертвой низменной дворцовой интриги. Королева-выскочка познает всю глубину падения, позора, страдания, в назидание нам.
Очень пластичен, физически и психически, Тристан — Андрей Мирошниченко. Но его сильно подвела режиссерская «массовочность»: в заверти балета остается непонятным, почему сей славный рыцарь, раскроивший череп вражьему амбалу и порвавший огненную пасть дракону, гибнет в поединке с двумя деморализованными субъектами — королем Марком (Тимофей Криницкий) и ничтожным узурпатором-подкаблучником Одре (Сергей Мильков).
Не хочется входить в подробности напрашивающихся в спектакле ролевых психологических рисунков, потому что это означало бы препарировать интригу пьесы, а не собственно постановку. Интрига заверчена туго и дает простор актерской фантазии. В том случае, если увлекательная пьеса С. Пискурева получила бы адекватное воплощение. К прискорбию, этого не случилось. И не по вине актеров театра музкомедии, не по причине вторичности музыкального материала — музыка, в общем, неплоха. А единственно по вине режиссера-постановщика.
Тина АРСЕНЬЕВА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.