|
Или, сказать точнее, история городской среды: эту историю, запечатленную в фотографиях, представили в Музее западного и восточного искусства Анатолий Дроздовский, Ева Краснова, Евгений Волокин и Юрий Маслов. Выставка «Одесса в старых фотографиях» стала роскошным подарком городу ко дню его рождения. Ленточку на вернисаже перерезал губернатор Одесской области Максим Степанов.
НА МНОЖЕСТВЕ элегантно оформленных стендов — композиции из сканированных и тщательно отредактированных в фотошопе старых фотографий (от оригиналов практически неотличимых — организаторы выставки, коллекционеры, бережно хранили «исходники»). Каждый стенд посвящен определенному «объекту» и снабжен четко изложенной историей вопроса. Здесь Морской вокзал и Потемкинская лестница, грот на Приморском бульваре, теперь числящийся в Стамбульском парке и превращенный в фонтан; Воронцовский дворец, построенный в 1834 году по проекту Ф. К. Боффо; Тираспольская и Екатерининская площади, Кирха и «Пассаж», вокзал и Куликово поле, памятники и фонтаны, Аркадия и Лермонтовский курорт, храмы, Куяльник и Хаджибей... и многое, многое другое, — и всё имеет свою историю, всё показано в развитии, в трансформации. Здесь вершит суд Время...
Ведь кое-что ушло, как представляется, невозвратно. Спасо-Преображенский собор — как ни крути, уже имитация: ну, и слава Богу, что она состоялась. А знает ли нынешнее молодое поколение, к примеру, о том, что в месте стыковки Старопортофранковской и Тираспольской улиц стояла великолепная церковь — Свято-Вознесенский, или Мещанский, храм, возведенный в 1897 году по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко на средства городских мещан — «третьего сословия»? Храм был поставлен в память чудесного спасения государя Александра Второго при покушении террориста Д. Каракозова в 1866 году... не уберегли, однако, царя-освободителя, не сработало чудо. А храм в Одессе — остался... покуда его в 30-е годы идейные наследники Каракозова не разрушили до основанья.
В 2012 году, сообщает стенд, предпринято начало реконструкции Мещанской церкви, по проекту Н. К. Базана, — пока что поставлена временная часовенка. Фотографии и открытки, от начала ХХ века до 30-х годов и сегодняшние, рассказывают нам эту драматическую историю...
СПОНСОРОМ проекта выступили член попечительского совета Одесского музея западного и восточного искусства Пантелис Бумбурас и возглавляемый им фонд. В проекте приняли участие 40 авторов, в их числе краевед Олег Губарь, журналист Евгений Голубовский, эколог Юрий Верба, автор литературных проектов Евгений Деменок, фотохудожники Анна Голубовская и Олег Владимирский. В расширенном варианте проект выложен в социальной сети Фейсбук.
Нельзя не упомянуть также интересный стенд, посвященный зданию музея, в котором расположилась выставка. Здание ОМЗВИ известно нам, по реставрации, как «Дворец Абазы», а также как «Четвертая мужская гимназия». Но, оказывается, оно называлось также «домом Рафаловича», и гравюра В. Вахренова тому подтверждение. Дворец был построен в 1858 году для помещика А. Абазы, затем был куплен банкиром Рафаловичем, который в 1890 году обанкротился, и здание перешло в муниципальную собственность, а город поселил во дворце мужскую казенную гимназию: вот, наверное, последняя фотография гимназистов той Атлантиды — пятиклассники, 1919 год.
...Коллекционеры, супруги Анатолий Дроздовский и Ева Краснова; председатель попечительского совета ОМЗВИ Юрий Маслов; редактор сайта «Вiкна Одеси» Евгений Волокин — все они встретились с публикой также на следующий день после вернисажа, чтобы уже без торжественного шума и толчеи провести экскурсию, подробнее рассказать о проекте, который, уверены организаторы, будет иметь продолжение. В этой связи они обращаются к коренным одесситам: если есть у вас в семейных альбомах снимки, запечатлевшие Одессу уже 50-х — 80-х годов, поделитесь: несите в музей.
Ведь как это обычно бывает, говорит опытный собиратель артефактов Анатолий Дроздовский: нас привлекают ушедшие эпохи, неотразимое обаяние «ретро». А на нашу современность мы мало обращаем внимания: куда ж она денется. Обыденное — не интересно. Так и собиратели старых фотографий: внимание — временам дореволюционным, довоенным, оккупационным, первым послевоенным годам. А просмотришь вдруг старые фотографии, которые сам же и делал, — да вот они, одесские типажи, и видно, как меняется со временем облик города...
Увы, и облик не всегда меняется к лучшему, и настоящих коллекционеров, как вздохнул Анатолий Дроздовский, ныне по пальцам сочтешь, а было их в Одессе человек сорок!
Тем большую значимость приобретает этот проект. Пусть молодые вникнут в историю городской среды — и, может быть, им захочется ее улучшить, приблизить, так сказать, к оригиналу. Евгений Волокин считает, что «Одесса в старых фотографиях» — несомненно, проект обратной связи. Были просмотрены десятки тысяч фотографий! Был «перерыт» Староконный рынок. Да и горожане, прослышав, щедро делились семейными архивами.
«Стараемся совершенствовать выставочную деятельность музея, — говорит Юрий Маслов. — Каждая новая экспозиция должна быть событием, иметь резонанс. В наших планах — создать в музее новый отдел: фотоискусства».
На мой вопрос, а не придерутся ли к ОМЗВИ, что это — «не по профилю», Анатолий Дроздовский ответил: еще как по профилю, по прямой преемственности, ведь именно во дворце Абазы в 20-х годах прошлого века помещался музей «Старая Одесса», экспонаты которого разошлись потом по другим одесским музеям...
Валентина Левчук