|
Музей кино открылся в пятом павильоне Одесской киностудии. Открытие приурочено к 110-летию с момента основания первого в Одессе (и во всей тогдашней Российской империи) киноателье.
ОТЧЕГО открытие Музея кино привязали к 23 мая? На этот вопрос отвечает сайт Одесского отделения Национального союза кинематографистов: «Время существования Одесской киностудии (кинофабрики ВУФКУ — Всеукраинского фотокиноуправления, затем «Первой комсомольской кинофабрики», затем «Студии Украинфильм») отсчитывается от 23 мая 1919 года, когда на остатках студий Гроссмана, Харитонова, Борисова решением Одесского губисполкома и было создано первое в стране госпредприятие для съемки фильмов». То есть страна уже была — советская. А раньше?..
А раньше, в 1907 году, то есть 110 лет назад, но указание на месяц и день вы вряд ли обнаружите в источниках, я пыталась, — один предприимчивый одессит основал в своем родном городе частное киноателье «Мирограф». Одессита звали Мирон Осипович Гроссман, был он фотографом, владельцем прокатной конторы на Дерибасовской. «Купил французский аппарат, — повествует на сайте ОО НСКУ историограф Одесской киностудии, небезызвестный нашим читателям Вадим Васильевич Костроменко, — начал первые профессиональные съемки с документальных лент для французских кинофирм «Патэ» и «Гомон». А собственное киноателье построил в Одессе на Французском бульваре, 14, прямо напротив той территории, где сейчас находится Одесская киностудия художественных фильмов».
Не забудем и то обстоятельство, что гораздо ранее, 9 января 1894 года, профессор Московского университета М.Любимов продемонстрировал «снаряд для анализа стробоскопических явлений», только что спроектированный инженером-одесситом Иосифом Андреевичем Тимченко. «Снаряд» был не чем иным, как предтечей киносъемочного и проекционного аппаратов. И не вина изобретателя Тимченко, что мечтательный русский ум расценил «снаряд» как праздную игрушку. Зато рационалисты французы сразу учуяли шоу-бизнесовый потенциал подобных «снарядов», и через год братья Люмьер уже демонстрировали публике невиданную диковинку: кино, — вырвав у нас пальму первенства...
«КАКОЕ СЧАСТЬЕ: мы — на киностудии!» — услыхала я за своей спиной голос явно молодого человека. Обернулась: это кто там такой экзальтированный? Увидела группу спешащих к пятому павильону парней и девушек. Явно не одесситов. Одессита не удивишь киностудией, в последние годы здесь только и живут молодежными мероприятиями — надо же хоть чем-то заниматься. Однако же приятно стало: значит, для нынешних молодых Одесская киностудия — таки легендарное, знаковое место!..
...Новый генеральный директор Одесской киностудии Андрей Осипов — человек молодой, симпатичный и, как я успела уловить, трезво мыслящий и не склонный выдавать желаемое за действительное. Покуда у государства и его профильной структуры — Госкино — нет внятного перспективного плана развития киноотрасли, пусть хотя бы не забывается славная история отечественного кино: на то и учредили музей.
Пятый павильон — слева от знаменитого «павильона Веры Холодной», в котором теперь проводятся общественные мероприятия, а нынче капитально ремонтируется высокое крыльцо. В «пятом» выкроили три выгородки, нечто вроде съемочных площадок, в которых воспроизвели старинные интерьеры, взяв предметы обстановки из реквизита киностудии. «Жаль, королевство маловато, разгуляться негде»... потому что интерьеры получились приятные, атмосферные, и первый из них, естественно, посвящен имперской диве Великого Немого, незабвенной Верочке Левченко — Вере Холодной.
Приятным событием этого дня было также представление второго издания книги «Очерки истории Одесской киностудии» Вадима Костроменко. Очерки эти — блистательны. Респект Вадиму Васильевичу! Кинорежиссеру, кинооператору-постановщику, директору Музея кино (не путать с новооткрытым) Одесского отделения Национального союза кинематографистов.
Вадим Костроменко и перерезал красную ленточку на церемонии открытия нового Музея кино.
Тина Арсеньева