|
Уникальному, единственному в Украине Музею звука, основанному одесситом Василием Пинчуком, исполнилось 5 лет.
ПО СЛУЧАЮ «полукруглой» даты в Музее звука на улице Дворянской, 25 был представлен стенд «Выставка грампластинок одесских артелей». Основателя и хранителя музейной коллекции Василия Пинчука поздравил фотохудожник Евгений Волокин, подарив музею и маленькую пластиночку с записью вальса «Амурские волны».
А уж это знаковый подарок, потому что автор популярного вальса Макс Авельевич Кюсс родился, по некоторым сведениям, именно в Одессе. Правда, место рождения композитора оспаривает город Шяуляй, но уж точно известно, что отец Макса Кюсса, еврейский ремесленник, работал на одесской пуговичной фабрике. И что будущий автор вальса окончил Одесское музыкальное училище, а с 1903 года служил во 2-м Восточно-Сибирском стрелковом полку капельмейстером, участвовал в русско-японской войне и во Владивостоке сочинил «Амурские волны». С 1934 года дирижировал в клубах и школах в Одессе, руководил музыкальным кружком на заводе имени Октябрьской революции (ЗОР), был назначен капельмейстером оркестра Одесской народной милиции. До начала войны преподавал в Одесской военно-музыкальной школе по классу кларнета.
Во время Великой Отечественной войны Макс Кюсс остался в Одессе, был помещен в гетто и расстрелян в селе Дальник в конце зимы 1942 года. На доме № 2 по улице Екатерининской, где музыкант жил в конце 1930-х, открыта мемориальная доска...
...О, эти коллекционеры! Они рассказали на выставке, как в СССР первых послевоенных лет возник бум звукозаписи: причиной тому были вывезенные из Германии в 45-м трофейные патефоны. В повсеместно организованные артели инвалидов «спустили» разнарядку на изготовление патефонных пластинок с записью модных песенок: голодных, нищих граждан, потерявших на войне близких, надо ведь было как-то утешить.
В дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов ленинградская фабрика «Пластмасс» сделала первые записи никому еще не известной Эдиты Пьехи. Модные до умопомрачения шлягеры начала 50-х (впрочем, тогда еще и слово это не употреблялось) «Мишка, Мишка, где твоя улыбка» и «Ах, Одесса моя ненаглядная» записывались только в Ленинграде!
...Василий Федорович Пинчук ставит пластинку с «Мишкой» на патефон-граммофон выпуска 1940 года. Ничего себе, очень даже приличный звук! Исполняет песенку Владимир Нечаев — был такой, старшее поколение должно помнить, куплетист-юморист, выступавший в паре с Павлом Рудаковым. Коллекция же Василия Пинчука насчитывает более ста раритетных пластинок с песнями.
А в Одессе звукозаписывающих артелей, вроде той знаменитой ленинградской, было, утверждает Василий Федорович, много. Было пять крупных кооперативов, выпускающих пластинки, — вряд ли еще какой город СССР мог похвалиться такой предприимчивостью, такой чуткостью к рыночному спросу. Вот: «Облместпром. Фабрика пластмассовых изделий»; «Производственный комбинат областного управления торговли облисполкома»...
ОБРАТИМСЯ... «к мамонтам». Старейшей грампластинкой в мире, сообщает Википедия, считается звукозапись 1860 года. Исследователи обнаружили ее 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть запись (10 секунд) народной песни, сделанную изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, названного им «фоноавтограф». Ну, не станем всуе расписывать фонограф с восковым валиком, созданный в 1877 году Томасом Эдисоном, — прообраз магнитофона. Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.
Так вот, в коллекцию Василия Пинчука входит так называемый «полифон» 1867 года — своего рода музыкальная шкатулка, одно из первых звуковоспроизводящих устройств, изобретенное в Германии. А вообще коллекция охватывает период до начала 2000-х.
В музейную экспозицию — некое подобие аккуратного склада со стеллажами по стенам в полуподвале — вошло примерно 20% всей коллекции. Прочее — «в гаражах»: так сказать, в запасниках, в «фондах». Причем порядка 70% экспонатов — в отменно рабочем состоянии, реставрировано собирателем и его товарищами.
Первым, в 1977 году, коллекционным приобретением Василия Пинчука стал граммофон «Виктрола»: первый в мире граммофон, изготовленный между 1898 и 1902 годами. Чтобы купить этот раритет, у Василия Федоровича денег не было. Зато дома было старинное кресло из резного дерева. Поменялся! И... пошло дело. Коллекционирование — страсть, это не то чтобы диагноз, но такая психофизика. Вспомним легендарного одессита Александра Блещунова...
...Магнитофон «Комета» — помните этот чемодан? Пинчуку его подарили с бобинными записями Высоцкого. Внушительный катушечный «Юпитер-стерео-203», голубая мечта, зашибись. Сувенирный транзисторный радиоприемник — в СССР транзисторы начали производить около 1960 года военные заводы как довесок к профильным плановым заданиям: товары народного потребления, — в виде, вообразите, миниатюрного красного граммофона, игрушечной шкатулочки: выпущен к московской Олимпиаде 1980 года. Самые маленькие — в два спичечных коробка — транзисторы 1967 года: сконструированные советскими военспецами, получили премию в Европе. А вот — настенная «тарелка», обтянутая черной бумагой: 1924 год.
И совсем сенсационный раритет: «кремлевский» микрофон. Таковых было изготовлено всего 100 в специальной лаборатории Кремля — для сталинского правительства. В последний раз такой микрофон был использован в 1945 году, в День Победы. Василию Пинчку подарил экземпляр его приятель по имени Игорь, полковник, работавший в кремлевской охране. Причем микрофон и сейчас — рабочий.
СКРОМНЫЙ звукорежиссер Одесского ТЮЗа, отдавший этому театру более 40 лет, а до переезда в Одессу работавший в Донецком ТЮЗе, Василий Федорович Пинчук — настоящий подвижник. Спасибо, городские власти пошли навстречу энтузиасту: сдают ему полуподвал на Дворянской за символическую арендную плату...
Но, но!.. Да отдаем ли мы, жители Одессы, себе отчет в настоящей ценности коллекции Василия Пинчука и в значении для города его Музея звука? Представляем ли туристический потенциал, заключенный в этом уникальном собрании? Ценность этих экспонатов для кинематографа (в конце концов, ведь будет же таковой в Украине, да и киношникам других государств можно бы сдавать экспонаты напрокат за живую денежку!). А сугубо научная ценность? Нет, вообразите себе в Одессе солидный, не в подвальчике, музей звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, наглядно иллюстрирующий эволюцию системы звукозаписи.
А чтобы достойно экспонировать коллекцию, нужна музейная площадь порядка 250 — 300 квадратных метров, говорит владелец собрания. Причем, добавим, по современным требованиям музейного экспонирования оборудованная площадь, с необходимым освещением, с сигнализацией, с толковым каталогом и Интернет-ресурсом. Но зато какие благодатные возможности для раскрутки «одесского бренда»!..
Тина Арсеньева. Фото Олега Владимирского