|
В преддверии Всемирного дня театра, который отмечался 27 марта, произошло скандальное событие: директора Русского академического театра Александра Копайгору вынудили отказаться от участия в конкурсе на эту должность.
КАК ЭТО — «вынудили»? А так: не иначе как силой харизмы и даром убеждения неких «активистов».
Журналист Елена Марценюк сообщила в Фейсбуке: « Напомню, что украинский театральный деятель, заслуженный работник культуры Украины, директор Одесского русского театра (2002—2017 гг.), соавтор идеи, основатель и сопредседатель международного театрального фестиваля «Встречи в Одессе», театральный продюсер Александр Евгеньевич Копайгора принимал участие в традиционном конкурсе, де факто являясь руководителем Русского театра пятнадцать лет. Все эти годы театр процветает его стараниями и благодаря его умелой репертуарной политике»...
А 20 марта группа мужчин пожаловала на заключительное заседание конкурсной комиссии и бдила: а не будет ли заявлена кандидатура Копайгоры, которого они обвиняли в отсутствии патриотизма, напомнив, в частности, что директор театра был в 2012 году доверенным лицом небезызвестного Игоря Маркова. В итоге кандидатура Копайгоры заявлена не была. Александр Евгеньевич заранее сам снял ее. И на заседании комиссии не присутствовал.
Комиссия по выборам на должность директора — художественного руководителя Русского театра была солидной. Председательствовал заслуженный юрист Украины Иосиф Бронз. Присутствовали также юристы облсовета и управления культуры облгосадминистрации.
Было принято, что называется, Соломоново решение: директором назначили человека, по крайности, театру не постороннего, — Елену Шрамко, известную в Одессе как режиссер Русского театра Елена Пушкина. Далее, как говорится, будем посмотреть.
ЧТО ПРОИЗОШЛО, то произошло. И нет у меня как у журналиста ни малейшего намерения после драки кулаками махать. Александр Копайгора принял решение. Я беседовала с Александром Евгеньевичем. Он не хочет комментировать эту историю — просто, может быть, устал от «наездов», а главное — не хочет втравливать труппу в долгую и непродуктивную склоку, в ходе которой Русскому театру пришлось бы доказывать, что он не верблюд. Ведь коллектив Русского театра письмо Президенту Украины послал в защиту своего директора. Но ответа до сих пор не дождался.
Художница, лауреат конкурса нашей газеты «Люди дела» Галина Лекарева-Никитина, узнав от меня об отставке директора Русского театра, руками всплеснула: «Как?! Все-таки вынудили уйти?! А мы в областном Совете мира подписи в его защиту собирали!». Совет мира — тоже общественная организация и как таковая имеет право голоса нисколько не меньшее, чем другие общественники. В состав правления областного Совета мира, к слову сказать, Герои Украины входят...
...«Политвоззрения» Александра Копайгоры мне не интересны. Знаю его как очень толкового театрального менеджера, державшего труппу на хорошем плаву в трудные годы. С кем бы рядом ни «постоял» Копайгора, у нас ведь конституционные свобода совести, собраний, высказываний, — или как?
Как пел незабвенный герой старого фильма про гражданскую войну: «Ты народ, и я народ», — нравится или не нравится это «активистам», но все мы, граждане страны, а не отдельные ее группы, являемся ее общественностью, и каждому Конституция гарантирует свободу мнения. А Закон обязывает высказывать это мнение в цивилизованной, корректной, аргументированной форме — через СМИ либо в порядке оговоренных заранее общественных слушаний с регламентом и персональным предоставлением слова. Желательно, чтобы высказывающийся был компетентен в той области, о которой берется публично высказываться. Или я что-то не так понимаю в законодательстве Украины?..
Хочу спросить «власти предержащие»: с каких пор и почему кадровые вопросы в стране решают некие «активисты» на основании своих представлений и предпочтений — и почему именно эти «активисты», а не иные авторитетные общественные организации? Так что не спрашивайте, высокие чиновники, по ком звонит колокол. Есть такая притча — о Франкенштейне...
Тина Арсеньева