|
Под таким девизом прошла в рамках ХХ книжной выставки-ярмарки «Зеленая волна» традиционная дискуссия книгоиздателей, библиотекарей и министерских чиновников. За «круглым столом» сидели в Одесской национальной научной библиотеке. Модератором дискуссии выступил президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин. А ироничный корректив привнес начальник Управления издательского дела и прессы Госкомтелерадио Украины Алексей Кононенко: «Над каждой библиотекой повесить лозунг: «Не читайте книг — будьте дураками!».
УЖЕ ИЗ ЭТОГО можно себе представить, насколько живо и горячо проходят в Одессе «посиделки» книжных форумов. «Сошлись поплакаться друг дружке в жилетку», — не без горькой улыбки отметили участники «круглого стола». А столичные гости «Зеленой волны» в который раз заверили: да ведь на вас, тружеников первичного звена, вся надежда, вы — краеугольный камень государственности, благодаря вашим труду, терпению и выносливости она еще не развалилась...
«Встречались мы с вами в мае, — начал свои выкладки Александр Васильевич Афонин. — Что изменилось? Стало хуже». Вот пример. В январе подписан Президентом закон о создании Института книги, подготовка проекта и ответственность за его реализацию возложена на министра культуры Евгения Нищука. В компетенции Института — координация субъектов издательского дела, формирование логистической схемы «издатель — читатель — библиотека», финансирование, отдельной бюджетной строкой, библиотек всех уровней. К 1 января 2017 года должен быть готов устав Института, прописаны стратегия, функциональные обязанности сотрудников. Пакет документов и бюджетное предложение нужно было подать в Кабмин до 1 августа сего года.
«И что же? Ничего. Я встречался с Нищуком — и ни одного ответа ни на один мой вопрос».
Наступило состояние раздрая. Госкомтелерадио лишают полномочий заниматься делами издателей, книгой. А Институт — не готов. Правительственная программа «Украинская книга» — не эффективна. Она всегда подвергалась критике в СМИ, состав экспертного совета не раз обновлялся, кто только в нем ни перебывал: Забужко, Курков, Вятрович, — а всё не то.
Среди правительственных чиновников надо отдать должное Юрию Луценко: в 2016 году он отстоял финансирование программы, это 42 миллиона гривен на год, из них 2 млн. — для организации присутствия Украины на Франкфуртской книжной ярмарке. Но вот освоить эти деньги до сих пор не представляется возможным...
В РАЗВИТЫХ странах, заметил Александр Афонин, цифровая эпоха внесла коррективы в социальные функции библиотек: таковые теперь — центры общения, клубы для всех возрастных групп. В Германии, в Австрии издатели уверены, что их продукцию закупит для библиотек государство. В Париже директор детской библиотеки, с которым довелось пообщаться, рассказал, что получает 30 тысяч евро в год из бюджета наличными, под отчетность, и никаких тендеров и проволочек: библиотека сама закупает в книжных магазинах литературу, которую сочтет актуальной.
Наша же последняя «сенсация» — наполнение бюджетных отделений вузов: в педагогические университеты берут чуть ли не с самым низким баллом внешнего независимого тестирования. И этим вчерашним горе-ученикам завтра предстоит учить детей. В нашей стране 800 вузов. В прошлом году всем им государство выделило из бюджета на закупку специальной литературы 200 тысяч гривен. В этом году — ни копейки. Наблюдается и падение выпуска рыночной книги.
«У нас сейчас, — бьет тревогу Александр Афонин, — не осталось специалистов, способных работать с научно-технической литературой мирового уровня. И совсем исчезла ниша словарей. Около 80% употребляемых в мире специальных терминов не существует в украинском языке. Нет предмета или явления — нет и понятия, и слова».
Нынче в общественный совет при Минобразования вошли представители Ассоциации книгоиздателей — чтобы проводить гуманитарную политику в пользу Книги, чтения. Если ребенок не читал в раннем детстве, взрослым он не осилит трех страниц подряд, тем более — специального текста: в вузах приходится наблюдать это явление.
...Алексей Анатольевич Кононенко не скрывает своего мнения, что проект передачи в ведение Института книги всего библиотечного дела означает всего лишь очередную попытку перетягивания ветхого бюджетного «одеяла». «Мы разрушили то доброе, что было в прежние времена, а нового — не создали. Наши революционеры не выдвигают из своей среды созидателей. Надежда — на скромных тружеников на местах».
В Украине зарегистрировано 5600 издательств, сообщил начальник управления издательского дела, и из них продуктивно работают на рынке всего около трехсот. Издательское дело обставлено бюрократией. Так, многотомное издание в программе «Украинская книга» можно предпринять лишь по решению ВР, указу Президента или постановлению Кабмина. Пока что страна сподобилась многотомника Грушевского, в чьих сочинениях и так нет недостатка на библиотечных полках.
Издать энциклопедию с нашим бюджетным финансированием в 2 млн. гривен на год — нереально. Такая громадная работа по сбору материала, его проверке, — одни гонорары на сколько «потянут»!
О «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ» библиотечного дела внятно рассказала директор ЦГБС для детей Галина Лазарева. Например, о том, что библиотечному «десанту» далеко не всегда, увы, бывают рады в школах: и директора, и учителя воспринимают необходимость координации своей работы с библиотеками как дополнительную нагрузку «за такую зарплату». Программу внеклассного чтения раньше привязывали к библиотеке. Теперь учителя велят: ищи в Интернете, — рой носом, и слава сетевому пиратству!..
Но что было приятно услышать — городские власти Одессы должным образом заботятся о муниципальной сети детских библиотек. На пополнение фондов выделяют 200 тысяч гривен в год. Положенные надбавки библиотекарям выплачивают. А филиал № 39 в Малиновском районе впервые за много лет капитально отремонтировало управление капитального строительства горисполкома.
И тут, вот что интересно, всем — так надеется директор ЦГБС — стала ясна проблема комплексного подхода к поддержанию библиотечного дела. После ремонта комиссиям бросилось в глаза, насколько запущен и захламлен, вплоть до разбросанных наркоманами шприцев, квартал, в котором находится детская библиотека. Нужно облагородить район! Здесь живут наши дети...
Стало ясно и то, как мешают нам работать бюрократические пережитки СССР. Библиотека теперь с иголочки, шик-блеск, а стеллажи — развалюхи производства 60-х годов прошлого века. А новые приобрести... инструкция не велит. Чтобы к ремонту, да еще и мебель купить, надо, чтобы в документации ремонт был обозначен как «реконструкция», а он ею не числится.
Надвигающаяся проблема: большинство библиотек находятся в жилых зданиях. Завтра образуются ОСМД — и не начнутся ли «наезды» на библиотеки? Ведь все помещения, находящиеся в жилом доме, являются общей собственностью его жильцов. «Мы бы освободили городу 5 тысяч квадратных метров полезной площади, если бы библиотекам дали отдельные здания, — говорит Галина Яковлевна. — Но тут встает новая проблема: отвод земли».
Как бы то ни было, любой город, справедливо считает Галина Лазарева, должен иметь комплексную программу развития библиотек. Меняются условия жизни — должны меняться и стандарты. В Одессе работают 19 детских библиотек — те, которые удалось отстоять и сохранить в «лихие 90-е». И библиотекарь должен заниматься своим непосредственным делом — сохранением и систематизацией книжного фонда, работой с читателем, да еще и компьютерные технологии тут добавились. Причем работать бы ему не по глупым советским нормативам «три минуты на человека». Хорошего мы из СССР не взяли в «светлое будущее», но глупое, унизительное оказалось живуче. Почему, к примеру, библиотекарь должен орудовать веником и тряпкой вместо уборщиц, а то и красить, белить, а муж библиотекаря (это у нас женская профессия) — сверлить? А ведь это в нашей библиотечной практике — сплошь и рядом. Обеспечить библиотеке уборщиков и ремонтников нам, видите ли, накладно.
...Комплексный подход к проблеме, к отрасли — это не то чтобы желательно, это должно быть нормой, подытожил Александр Афонин.
Тина Арсеньева. Фото автора