|
Персональная выставка живописца из Тбилиси Отара Имерлишвили открылась в Музее западного и восточного искусства (ул. Пушкинская, 9). Вернисаж приветствовал Консул-руководитель Генерального консульства Республики Грузия в Одессе г-н Манучар Цоцонава. Экспозиция работает до 12 августа.
СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ: хорошо, но мало! Выставка грузинского гостя, на которой уже с порога невозможно удержаться от улыбки, принесла светлый лучик в серые будни. Дело в том, что в творчестве Отара Имерлишвили мы столкнулись с давно знакомыми образами, привычными и любимыми. С Грузией-мифом, Грузией-притчей, Грузией поэтической, Грузией усмешливо-иронической, Грузией философской, какой она представала на киноэкране времен нашей молодости. Художник, родившийся в 1970 году, играет нашими стереотипами умненько и со вкусом. А может, не такие уж это стереотипы? Кинематограф Грузии 60-х — 70-х годовушедшего века — мощный пласт культуры, отложившийся, видимо, и в генетической памяти: жаль, нынче-то подобных моделей осмысления действительности грузинские кинематографисты уже не предлагают, кинофестиваль в Одессе тому свидетель.
Так или иначе, перед нами любимая и большинством из нас только на экранах виденная Грузия — карнавальный гротеск фильмов Абуладзе и Данелия, коллажей Параджанова, «Кавказского мелового круга» в интерпретации Стуруа... и, разумеется же, привет от Нико Пиросмани! О нет, гротески Отара Имерлишвили — никакой не «наив», их автор не «примитивист». Это современный эрудированный горожанин. Свои работы сам он относит к разряду «поп-арт», так и подписывает. Мол, популярное искусство, хочу всем нравиться. Это ему удается, и заслуженно.
Мышление у него книжное, литературно-театральное. Маленького формата работы, по сути, являются книжной графикой, исполненной материалами живописи: масляными красками на холсте либо на доске. В них велико значение подчеркивающей, оконтуривающей, формирующей линии. Скрупулезна отделка декорирующих деталей. Употребляется позолота. Само нанесение красок — это тонкие растяжки и яркие локальные пятна.В общем, все приемы книжной иллюстрации. А результат — невольная улыбка зрителя.
ТОТ СТАРЫЙ Тбилиси, который ностальгически воспроизведен Отаром Имерлишвили, — боюсь, если бы мы туда поехали, мы бы его уже не сыскали. Тому порука фотоальбомы, выкладываемые в Фейсбуке, и фильмы современных грузинских режиссеров. Фактурки еще те. Нынешний старый Тбилиси выглядит столь же удручающе, как и старая Одесса. Запущенность хлещет по глазам...
А у художника — нарядность Города Детства. В который таки можно взять билет — достаточно взять в руки кисть. Дворики с лесенками и галерейками. Дядьки, сражающиеся за столом посреди двора в нарды (в козла, в шахматы, в дурачка). «Город мечты» (название одной из работ) для художника — непременен. Это не населенный пункт, это существо: добрый странник-чародей. Так же непременен и «Наш двор».
«Старый Тбилиси», «Старые улицы», «Старые сплетники», «Трамвай», «Добрый сапожник» (сверканье очков, фартук, густо татуированные тыльные стороны ладоней), влюбленная парочка «На крыше», ретро «Портного» и «Портнихи», гротескные, трогательные «лица кавказской национальности» в «Игре в нарды». Головокружительный полет на фанерном аэроплане...
Ну, да, всё это они — «чудаки» былого грузинского кино.
...Мое впечатление разделяет искусствовед ОМЗВИ, художник Сергей Ильин. «В этих работах неудержимая, неистребимая лавина доброты, — сказал он на вернисаже. — Что касается эстетики, это удивительный случай постмодернизма: без чернухи, без негатива. В творчестве Отара Имерлишвили органично соединились традиции грузинских театра и кино, книжной графики. И даже опосредованно сказывается грузинская иконопись. Нельзя не заметить и юмора этих работ».
И христианской символики тоже, заметил Сергей Ильин: художник активно пользуется образом рыбы, которая в раннехристианские времена была, как известно, шифрованным знаком Христа. Вот парит над водами «Корабль любви» с рыбьим хвостом вместо винта. А вот — летучий корабль...
Отар Имерлишвили родился в Тбилиси. Учился в Художественном техникуме имени Николадзе, затем окончил Тбилисскую государственную академию художественного искусства, по специальности «художник-реставратор» (какой уж тут «наив»: тут «культура», и замечательно, что при этом работы Имерлишвили нисколько не подражательны, они отмечены энергетикой личности).Восстанавливал картины, древние культурные памятники Грузии, работал как монументалист в Государственной консерватории Грузии. Работы находятся в Музее современного искусства Грузии, во многих городах Европы, Израиле, США, Австралии, Индии, России.
«Нико Пиросманишвили мечтал когда-то о том, чтобы посреди Тбилиси поставить огромный стол. Чтобы собирались за столом горожане, пировали и беседовали об искусстве, — говорят искусствоведы ОМЗВИ. — В некотором смысле наш музей — такой пиршественный стол. И сегодня во главе стола — грузинский художник».
Спешите видеть.
Тина Арсеньева. Фото с сайта