|
«Село вымирает», и — фестиваль? Да, «Кодыма-фест»: первый районный фестиваль Южного Подолья. Этно-экологический. А я вот «повернута» на «этно». И, подавив скептицизм, поехала на север области — в село Ивашков Кодымского района. И — не пожалела...
ВЕЧЕР 17 июня, сельская улица. Безлюдье. А вечер предпраздничный: Троица. Напротив детсада, в котором меня заботливо разместила местный педагог Татьяна Мельник, ресторанчик «Корчма». Уютный. Пустующий. А вдруг завтра артистов окажется больше, чем зрителей?.. Утром подъехали микроавтобусы. Со школярами. Это не в счет. Но стал подтягиваться и взрослый народ. Незаметно, неожиданно — как плотину прорвало! И забурлило...
Очень обрадовалась одесситам. Приехал художник Одесской киностудии Сергей Тарасов. Кое-кто из журналистов. Сотрудники Дома Блещунова. Незнакомые люди из Одессы. До Кодымы, встав ни свет ни заря, шесть часов в душной электричке трястись, а потом до Ивашкова такси брать, потому что автобусное сообщение тут дважды в неделю — так мне местные сказали. И вот же — интересно стало одесситам!
Празднично запестрели улицы, запруженные сельчанами в народных костюмах.Запела, оркестрами загремела, скрипкой всхлипнула округа.
Да, масштабно поработали над фестивальным проектом. Оформление сделало бы честь и городу-миллионнику. На луговине разместились эстрада и «кресла» — тюки соломы: это «Клака». Слово означает то же, что и более известное «толока»: работа всем миром на нужды общины.Вдоль ручья — восемь павильонов, имитирующих расписные украинские хаты. Они завешены яркими домоткаными коврами: у местных жителей эта роскошь от дедов-бабок сохранилась. Полевые кухни, деревянные лавки импровизированных кафе — «Котуня». Местная уроженка Оксана Ткач мне сказала, что такое название бабушкиной кухни ей с детства знакомо. А вот название детской фестивальной площадки: «Котруца», — большинству местных неведомо, это чье-то личное привнесение, и по фонетике можно догадаться, откуда: Приднестровье рядом. «Котруца» значит — «печная ниша». Для ценностей хозяюшкиных.
ИДЕЮ ФЕСТИВАЛЯ подали супруги, поселившиеся в селе Шершенцы, как вспоминает народ, в 2007 году. Дмитрий Скорик (экс-губернатору лишь однофамилец) — одессит, выпускник университета имени Мечникова; фотохудожник. Надежда Скорик — киевлянка: сначала — филология в университете, затем кинофакультет в «Карпенка-Карого», художник. Познакомились в фольклорной экспедиции. В село приехали женихом и невестой: свадьбу сыграли этно-экологическую и безалкогольную.Занялись фермерством. Дмитрий организовал и возглавил «Ассоциацию крестьян-производителей» в Кодыме.
Идею фольк-праздника подхватил председатель Кодымской райгосадминистрации Вадим Козачок. Загорелся: фестивалю быть! Такой район — и в депрессии?! Пусть просияет на две соседствующие здесь области, Одесскую и Винницкую. Козачок на должности девять месяцев. Экономист-финансист. Окончил знаменитый одесский «нархоз» в 1998 году.
Ивашковский сельсовет «впрягся» в фестивальный проект от всей души. О председателе сельсовета Петре Погорелом отзывы я слышала от местных хорошие. Бывший директор школы, историк. Итак, 50% затрат по организации фестиваля понесли Ивашковский сельский совет и сельхозпредприятие «Ивашковское», которое возглавляет Михаил Погорелый (брат); 30 процентов выделили местные бюджеты, остальное — спонсоры.
...По периметру фестивального пространства было высажено две сотни сосен. Почищен и наполнен пруд; мост через ручей украсили каменные башенки, деревянные мостики там и сям переброшены через поток. Над росписями павильонов и над изготовлением полиграфической продукции трудились студенты одесской «Грековки» под руководством педагога Виктора Гоманюка. Ярославе Николаенко, например, которая осталась на фестиваль, эта работа зачтется как дипломная. Консультантом оформительских работ была Татьяна Ищенко, замечательный педагог Одесской ДХШ имени Костанди. Как видите, одесситы «Кодыма-фесту» — близкая родня!
Хит детской площадки — скульптура из соломы. Невиданных домашних зверей изваяла молодой одесский живописец Марина Яндоленко вместе с коллегой Маричкой Островской. Повязали 3 тонны соломы на каркасы из деревянных реек. После фестиваля место соломенным изваяниям, я считаю, — в клубе, в ресторане, в детсаду.
В одном из павильонов был выставлен вышитый рушник длиною 9 метров. Вышивали его в очередь мастерицы каждого из сел Кодымского района... и осталось еще местечко, в три метра длиной, для вышивальщиц других районов области, а может, и для всей страны: если надо — и полотно нарастим. Будет жить фестиваль — все будем дружить.
Итого: 21 деревянный стол, каждый на 20 человек, 42 скамейки, 8 летних печек, к сему 250 метров водопроводных труб и 6 артезианских колонок.
А символом фестиваля, объяснил Дмитрий Скорик, стала местная рыбешка-«коблик»: практически исчезнувший вид. В былое время ее ловили руками. «Коблик» — Феникс «Кодыма-феста».
НАЧАЛАСЬ фестивальная программа с экологического семинара в Доме культуры. Это интересно было даже мне, далекой от земледелия горожанке. Речь шла о внедрении органических технологий: без химикатов, со щадящим режимом для почвы. Выступали: Дмитрий Скорик; киевлянка Татьяна Ситник — руководитель Retail Academy и организатор семинара; микробиолог Владимир Билко; Руслан Горобец из села Казавчин на Кировоградщине — официальный представитель EMRO Японии в Украине; Людмила Клебанова — президент «Совета женщин-фермеров Украины»; и другие специалисты. Работала экоплощадка с мастер-классами и солнечным коллектором, собранным вручную.
...И вот на луговой эстраде — творческие коллективы: в Ивашков приехало около 500 артистов. Фестивальное шествие началось от местной Свято-Покровской церкви. Всё региональное разнообразие народного костюма, ну, стилизованного отчасти, конечно: ведь шли показывать свое мастерство клубные фольклорные группы. Шли и пели. Пожаловали и рок-группы: «VacяClub», «Божичи», «Баламуты», «Русичи», «Хорея козацкая»...
Программу открыли исполнением гимна Украины. Приветствовали фестиваль Вадим Козачок, Петр Погорелый, спонсоры Михаил Погорелый и Николай Сорочан. Председатель райадминистрации Вадим Козачок подарил Михаилу Погорелому икону Николая Чудотворца, вышитую женой.
А затем пошло неформальное общение на многих площадках. Вообще фестиваль имел неформальный, незашоренный, задушевный тон. Одно слово: село!.. Все — родственники. «Роднились» моментально. Быстро знакомились, находили темы для разговоров. И оказалось, что люди-то у нас в сельской глубинке трезвомыслящие и вменяемые. Да, они доверчивы. Но способны вникнуть в суть происходящих событий и дать им адекватную оценку. Вот это, после демонстративных гражданских пароксизмов Фейсбука, было подобно кружке воды в пустыне. Сетевые патриоты живут в параллельном мире. Село — другая планета. Никем себя не мнит, никуда не рвется, никому ничего не намерено доказывать. Просто — живет. Чем живет — мы к этой теме еще обратимся...
А уж как поют сельские тетушки и бабушки! С натруженными руками и обветренными лицами. Эх, всегда обожала я слушать пение сельских бабушек, с их «аутентичными» горловыми голосами, с этим характерным трех- и многоголосием. Уж в Ивашкове наслушалась. Коллектив «Пой, душа» Валентины Михель из пгт Слободка — ну, просто душевынимающий. Коллектив «Истоки» из села Загниткив, руководимый Светланой и Сергеем Олийныками. Группа Людмилы Чудак «Берегиня» из села Перижна — слышали бы вы их «Ой, у полi калина стояла»!..
И все это еще не со сцены, а так, в ходе застольного общения прямо на травке. Душевно. А на сцене тем временем объявляли выступление других фольк-групп. Молдавской — «Этнос» из села, вообразите, Утконосовка. Болгарского танцевального «Колорита»...
И детишки не отстают: ниточку традиции тянут к внукам от бабок педагоги-энтузиасты. Например, молодая Мирослава Вертюк из Киевского музея Ивана Гончара: у нее инструментальная детская группа «Орели». Ребята играют сейчас в стиле украинской сельской «троистой музыки» — год ее изучали, а группе пять лет, и приходят в нее учиться с двухлетнего возраста. «Орели» — это качели на веревках. И подвесная колыбель.
А группа кобзарей! Они исполняли старинные думки на церковном подворье: Александр Гончаренко и Тарас Силенко из Киева, Александр Триус из Ромнов Сумской области и другие. Играли на колесной лире и на кобзе. Не знаю, насколько аутентичен репертуар про козаченька, дивчиноньку и кайданы из школьной программы, но вот религиозные канты, принадлежащие, судя по лексическому строю, восемнадцатому веку, трогали глубоко, до вышибания невольной слезы.Например, кант «Через поле широке», посвященный Деве Марии...
Кухня была отменная. По обескураживающе демократическим ценам. А уж состязания в приготовлении местных традиционных блюд, все от бабушек, — не буду их описанием провоцировать ваше слюноотделение...
ПЕРВЫЙ фестивальный вечер завершился сокрушительной грозой с обвалом ливня. То-то была морока звукооператорам! Да и хозяевам павильонов «Котуни» досталось. А уж кто ночевал на лугу в палатках, говорили потом — под ними матрацы плавали. Но... дождик вымочит, солнышко высушит: считаем, культурный шок Кодымского района был приправлен погодным экстримом. Фестиваль крещен! Ну, с утра отключились свет и вода, в районе повалило деревья и размыло дороги. Что не помешало провести намеченные экскурсии по маршрутам старой Кодымщины. Одесский художник Сергей Тарасов съездил — и был очень доволен и впечатлен. Довольны были многие посетители фестиваля.
Второй вечер праздника был ознаменован приездом губернатора Одесщины Михеила Саакашвили, для которого, равно как и для всех гостей, инсценировали обряд кодымской свадьбы в аутентичных уборах, иным из которых больше ста лет.
...А какая, знаете ли, вкуснющая вода в колодце, что находится внутри церковной колокольни!
Тина Арсеньева. Фото автора