|
Проект Катерины Кипер (Одесса — Берлин) под названием «Эстетика Хаоса» — новая, очень важная ступень в становлении фотохудожницы.
Катерина занимается travel-фотографией и сотрудничает с целым рядом отечественных и зарубежных СМИ, она щедра на выставочную деятельность, даря Одессе то «немецкую осень», то «азиатскую весну», то другие путевые зарисовки, каждая из которых при минимуме деталей доведена до лаконичного совершенства. Всего за два года Катерина сумела уверенно заявить о себе в профессии, влиться в ряды Союза журналистов Украины, стать заметной фигурой в одесском фотоискусстве.
Одесский музей западного и восточного искусства абсолютно оправданно предоставил свой выставочный зал под эту экспозицию. Где бы ни находилась сама Катерина со своей фотокамерой, на экзотическом базаре или в мастерской авангардного художника, ей удается выхватить и возвести в абсолют снимка уголок порядка и гармонии. «Эстетика Хаоса» — далеко не исключение. Здесь фотохудожница находится в русле исканий многих своих коллег, с интересом исследующих неудобья и заброшенные уголки живописных европейских городков, да еще и надеющихся таким способом привлечь внимание к проблемам края, способствовать его возрождению.
Аккуратные и педантичные немцы всегда стараются содержать свою страну в идеальном порядке, — это, казалось бы, аксиома. Но даже пресловутый немецкий Ordnung отступает перед форс-мажорными обстоятельствами, трансформируясь в Хаос: история открывшегося в 1898 году в окрестностях Берлина санатория Белиц-Хайльштеттен, скажем так, не типична. Это тихое место было военным госпиталем во времена Первой мировой войны (здесь даже проходил курс лечения будущий лидер третьего Рейха), а после окончания Второй мировой войны — самым крупным военным госпиталем Советской армии, расположенным вне территории СССР.
Переживший крушение империй комплекс, состоящий из более шестидесяти полуразрушенных зданий, обитаем: в нем слышны таинственные голоса и заметны иные проявления мистических персонажей. Видимо, поэтому Роман Полански снимал здесь эпизоды своего фильма «Пианист», а Том Круз сыграл немецкого офицера в киноленте «Валькирия», не говоря уже о клипах группы «Рамштайн».
Катерина Кипер кадр за кадром показывает, как некогда упорядоченная система стала стремиться к хаотическому состоянию. Истлевший лоскут советской газеты, кажется, вот-вот обратится во прах; полы вздыблены; стены испещрены граффити... А по пятам за фотографом ходит некто незримый, настороженно и ревниво следящий за таким вторжением в особое пространство.
Выпускница The Art Institute of Fort Lauderdale во Флориде, дизайнер интерьера, Катерина Кипер, безусловно, может предъявить множество идей по поводу того, как можно обставить эти помещения, обустроить здесь быт и навести «свои порядки». А фотохудожница Катерина Кипер видит в царящем вокруг хаосе своеобразную гармонию и считывает ритмы и рифмы, заданные ходом истории. «Разве это хаос, это, скорее, разруха?» — недоумевал один из первых посетителей выставки. Но по немецким меркам все, что не является порядком, уже относится к возмутительному хаосу. Может быть, какой-нибудь немецкий предприниматель еще сочтет для себя рентабельным возродить санаторий в этих облупленных пока стенах? Было бы по-хозяйски...