|
Впервые в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Василя Василько подошли к драматургии Александра Вампилова — популярную в свое время «Утиную охоту» поставили под названием «Последний день лета».
— Это наши с балетмейстером Павлом Ивлюшкиным мысли по поводу этой пьесы, — рассказал перед пресс-показом молодой режиссер Иван Урывский. — Текст не подвергался изменениям, только сокращениям, и так возникла постановка на час с небольшим по мотивам этой большой, хорошей, интересной пьесы. Мне показалось, что этот спектакль должен быть как сон, после которого мы не можем понять, было все это в реальности или только приснилось. Попробовали побороться, пообщаться с Вампиловым...
Можно было бы также сказать, что авторы спектакля попробовали пригласить героев «Утиной охоты» на танец. Необычны во многом и трактовки ролей. Виктор Зилов в исполнении Богдана Паршакова — не рефлексирующий интеллигент, но дитя полей, которое от избытка жизненной силы мается в городе. Ему бы на простор, с ружьишком, на уток поохотиться в последний день лета. Конечно, никакого ружья на сцене не будет с самого начала, не будет и попытки самоубийства, в финале Зилов позвонит друзьям и металлическим голосом сообщит, что поедет с ними на утиную охоту (по-украински: «полювання на качок»). К слову, перевод пьесы на украинский язык осуществила Любовь Федченко, и все бы хорошо, но режет слух «чемодан» вместо «вализы», в диалоге Зилова с женой суржик вряд ли уместен, это выяснение отношений двух вполне воспитанных людей, и если уж театр приблизил сюжет к современности, «чемодан» можно было бы заменить «сумкой», одинаково звучащей что по-украински, что по-русски.
Обличая с сарказмом окружающих, сам Зилов отнюдь не образец для подражания. Виснут на нем, но не обретают счастья жена Галина (Марина Климова), возлюбленная Ирина (Юлия Амелькина) и любовница Вера (Виктория Остапенко), да еще как-то нервно, словно скрывая ревнивое увлечение, топорщится при виде Зилова подруга Виктория (Юлия Харчук). Виктор Алексеевич мрачноват и саркастичен, он тот еще ходок, несдержан на язык, не дурак выпить, и напрасно отец пишет ему письма с просьбой приехать — смятые листки посыплются из карманов, когда ехать можно будет разве что на похороны...
Вместо деревянных уток-подсадок, среди которых Зилов мечтает не первый год о сентябрьской охоте — резиновые птички, с которыми впору детишками в ванной купаться. Он стремится, скорее всего, к побегу от действительности, ответственности. И не факт, что он попадет-таки на эту охоту, открытый финал оставляет место для сомнений... Пробивной начальник, падкий до красивых девушек Вадим Андреевич (заслуженный артист Украины Игорь Геращенко), по крайней мере, знает, чего хочет. Соперничая с молодыми за благосклонность Веры, он пускается в пляс (герои сидят, но энергично вскидывают руки над головой, получается иллюзия современной дискотеки). Молодые артисты Владимир Романко, Никита Быканов и Дмитрий Цынковский, вернее, их персонажи, угнаться за шустрым бонвиваном не могут, а их отношение к Зилову крайне неискренно (хотя нет в спектакле ни погребального венка «от друзей», ни ружья, которое могло бы выстрелить, ни выматывающих телефонных диалогов). Да, может быть, вся эта история привиделась Зилову, получившему по носу от официанта за хамство (удар и появление красного пятна на поданном клиенту полотенце обрамляют череду событий, то ли имевших место, то ли нет)! И как знать, вдруг он проиграл какие-то ситуации в подсознании, а теперь изменит свою жизнь к лучшему?..
Спектакль идет час с небольшим, производя глубокое впечатление и подталкивая к размышлениям, он явно станет одним из наиболее обсуждаемых событий сезона. Хотя конкуренцию ему составят и другие новые работы «васильковцев», которые пока только анонсируются. Директор театра, народный артист Украины Игорь Равицкий, говоря о ближайших планах коллектива, порадовал такой информацией: к постановке готовятся на той же «Сцене 38» в продолжение «Ну очень маленьких комедий» по пьесам Виктора Ляпина «Ну очень маленькие трагедии». Также зрителей ожидает сценическое прочтение «Двенадцати стульев» по Ильфу и Петрову. Иван Урывский поставит либо Мольера, либо Кальдерона, либо Гоцци. Планируется к постановке и комедия Аристофана «Лисистрата». Но это еще нескоро произойдет, а уходящей зимой стоит воспользоваться возможностью и пережить вместе с актерами «Последний день лета».
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского