|
Во Всемирном клубе одесситов (Маразлиевская, 7) состоялась презентация альбома Сергея Гевелюка «Одесский Стоунхендж». На 104 страницах представлен результат тридцатилетних наблюдений за колодцами и кранами, заботливыми поильцами, постирушниками и поливальщиками Одессы.
Альбом вышел в конце 2015 года и является еще одной иллюстрацией уникальности нашего города. Охотник за уходящей натурой, блестящий фотохудожник Сергей Гевелюк по первой профессии физик и математик, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Одесского Национального университета имени Мечникова, что отнюдь не мешает ему быть поэтом от фотокамеры.
— Часто первое, что попадается на глаза в старом дворе, — водопроводный кран, — говорит Сергей. — Многие из них сейчас умирают... Именно их я и встречаю чаще всего, некоторых навещаю, как больных родственников. Но однажды я почувствовал странную связь между этими разбросанными по дворам, медленно умирающими «стойкими солдатиками». Даже помню, что произошло это возле крана на Ришельевской, когда я мысленно сравнил его с частью Стоунхенджа из-за каменной плиты вместо деревянной крышки. Обычный Стоунхендж — календарь, напоминатель дней. Одесский — скорее ненавязчивый напоминатель и укоритель тем, кто возле них вырос, тем, кого он поил, купал, обстирывал.
Проект был представлен в залах Художественного музея в 2013 году. И уже тогда хотелось говорить не столько о неоспоримых художественных достоинствах работ Гевелюка, сколько о наболевшем, одесском. Еще помнятся времена, когда в каждом дворике старой Одессы имелся водопроводный кран, интересно оформленный и являвшийся неотъемлемой частью дворовой жизни. Кран был необходим, когда хотелось пить, когда нужно было полить палисадники и дорожки, а кто-то полоскал во дворе бельё, стирал ковры, общаясь при этом с соседями. Да, и машины, которых было куда меньше, чем сейчас, мыли, а как же без этого?
Потребности в воде остались прежними. Но сейчас непонятно, кому и как рассчитываться за потребленную во дворе воду, вот и уничтожают краны, сравнивая их с землей... «Я кажусь самому себе мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, но океан неизведанного лежит передо мной», — так описывал научное познание Исаак Ньютон. Сергей Гевелюк в своих фотоработах делится с нами и поэтическим восхищением, и болью, всматриваясь в уходящую натуру с философской печалью.
Галина Марьина