|
Эксперимент от Jazzfest Master Jam его автора и продюсера Михаила Фрейдлина. Ханукальный концерт струнного квинтета «Эскиз» 7 декабря в Еврейском культурном центре «Бейт Гранд» стал пилотной программой проекта, органично соединяющего различные музыкальные стили в общем посыле: импровизируй с открытым сердцем, ибо сама жизнь — непредсказуема!
«НЕМНОГО СВЕТА достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму», — говорят, что эта поговорка появилась у еврейского народа в результате чуда, явленного после победы повстанцев под предводительством Иуды Маккавея над войсками языческого царя Антиоха. И этот девиз сегодня очень кстати. А концертная программа действительно привнесла свет в наши нелегкие будни с их тревожными ожиданиями.
Подружить людей разных национальностей и религий, подружив заодно музыкальные стили, чтобы вся Одесса дышала в унисон и браталась в восхищении, — это же, согласитесь, очень по-одесски. Михаил Фрейдлин своим проектом напомнил: музыка сближает, она — высшая гармония. И вправду: в зале, похоже, всякий позабыл и свое имя, до того всех захватил концерт.
«Знакомые всё лица», — скрипачка Елена Ергиева, замечательная половинка изысканного дуэта «Каданс» (другая «половина», он же супруг Елены, ас модерн-баяна Иван Ергиев находился в публике), создала и 12 лет ведет квинтет «Эскиз», в репертуаре которого уже более 300 произведений. Выступила группа в таком составе: скрипка — Елена Ергиева, Елена Ионова; альт — Михаил Васильев, виолончель — Юлия Жарова, контрабас — Андрей Селин. Когда того требовал музыкальный номер, на ударных играл Андрей Гончаров, а на фортепиано — специальный гость программы Глеб Цапкалов.
Состоялась и премьера произведения молодого одесского автора, пианистки Екатерины Михайлуцы, студентки эстрадно-джазового отделения Одесского училища имени К. Данькевича. Ее педагог также находился в зале — заведующий отделением, лауреат нашего газетного конкурса «Люди дела» и соратник Михаила Фрейдлина по проекту Jazzfest Master Jam Николай Голощапов...
Программу традиционно провела одесская Леди Джаз — музыковед Елена Шевченко.
НАЧАЛИ — музыкой... барокко: «Летней грозой» А. Вивальди! Правда же, далеко-о-о от джаза? А вот Михаил Фрейдлин, подбирая программу, именно и пустился в эксперимент, подыскивая параллели и точки соприкосновения. Основа основ джаза, его мироощущение — импровизация: спонтанность, открытость эмоции, парадоксальность гармоний. Сегодня джаз — уже искусство академическое, рафинированное, не на всякую аудиторию... А начинался из негритянского народного мелоса, из безыскусных молитв, как музыка дерзкого вызова. Это была — революция! Но почем мы знаем, как были восприняты публикой XVIII века утонченно-чувственные сублимации монаха Антонио Вивальди?..
«Зима» Вивальди — и... зимние мотивы Гленна Миллера из «горнолыжной» «Серенады Солнечной долины». Менуэт — и регтайм. Хорал — и свинг. И всё распрекрасно уживается. Лерой Андерсон и Иоганн Себастьян Бах. Джордж Гершвин, Петр Чайковский и Арам Хачатурян...
Надо сказать, Михаил Фрейдлин поначалу очень волновался: а ну воспримет ли публика эту стилевую, казалось бы, разноголосицу? Восприняла еще как, с горячей благодарностью! Потому что мастерство музыкантов, их чувство стиля было неизмеримо выше наших провинциальных газетных похвал. Да они играли джазовые вещи так — пятеро музыкантов-то, у которых из «джазового» только и был контрабас, — что звучали, как целый симфоджаз! А классику исполняли — звучали как симфонический оркестр! И как-то даже в голову не приходило, что в звуковой палитре отсутствуют духовые. Такая была у них наполненность звучания, понимаете?..
Мне даже чуток досадно стало. Вон, какая дивная солистка — Елена Ергиева! Отчего в одесской репертуарной афише нет тех же «Времен года» Вивальди?! Надо бы подумать о расширении репертуара. В два ума подумать: и дирекции филармонии, и блестящему Хобарту нашему Эрлу. Музыка барокко давно, как говорится, в тренде, интерес к ней не ослабевает, особенно у молодых.
Обнадеживает то, что концерт был, что называется, пилотный: Михаил Фрейдлин намерен продвигать этот новый проект. Чего уж там, не джазом единым... хотя, конечно, джаз в Одессе — святое дело. Но замечательна сама идея: дать возможность самораскрытия музыкантам разных стилей и направлений. Оказывается, на скрипках и виолончелях можно выдать негритянский драйв, а не только на флейтах водосточных труб.
Тина АРСЕНЬЕВА