|
В Музее западного и восточного искусства работает персональная выставка Ларисы Беляевой (г. Ильичевск) «Час птицы».
О поэтической «птичьей» серии картин Ларисы Беляевой наша газета писала: три года назад художница представила экспозицию «Обреченные на свободу». Нынче, говорят, Лариса привезла на выбор столько своих работ, что хватило бы на три таких выставки, какая теперь развернута в нижних залах ОМЗВИ. Произвести строгий отбор и сделать умную развеску — эту непростую задачу взял на себя куратор выставки, художник Олег Волошинов. Ведь нужно было угадать в разнообразии, подчас даже и в разбросе, творческих подходов неугомонного автора некие объединяющие темы, подспудную драматургию. Произведения на стенах должны общаться со зрителем в зале.
Живопись и графика здесь очень разные по манере и выдают в авторе его беспокойный поиск, попытки создания своей, и только своей, картины мира. Многие работы тяготеют к нефигуративу, но определить их так будет неточно: это не абстракции, а графические символы, сродни магическим наскальным рисункам; иногда в них ощутим публицистический, чисто литературный, момент, иногда — откровенно игровой. Подобные подходы в изобразительном искусстве сейчас модно именовать концептуализмом. Лариса в своих поисках близко подошла к творческой территории одесского объединения «Мамай»: на вернисаже в связи с ее картинами специалисты вспоминали работы Владимира Цюпко, Виктора Маринюка, Людмилы Ястреб. Но примечательно то, что, осваивая новую для себя, однако далеко не новую в принципе, методу, Беляева не подражает «старшим товарищам». Она сохраняет свой собственный почерк — кстати, часто жестковатый, истинно «мужской».
Очень интересны выполненные ею поэтические портреты гуашью — жаль, что подобных работ представлено мало, — тоже символические, своего рода портреты-иконы, минималистические по выразительным средствам, эффектные по цветовой гамме, светоносные. Графика же, показанная на этой выставке, остра по манере, часто гротескна. Несколько живописных работ Лариса Беляева посвятила одесскому мэтру Юрию Егорову.
«Лариса — имя птичье, — сказал, открывая экспозицию, научный сотрудник ОМЗВИ, художник Сергей Ильин. — Оно означает — «чайка». В Одессе чайка — сакральная птица. Птичья судьба — полет, причем на разных эшелонах высоты, как говорят летчики. Неоспоримо то, что работы Беляевой совершенно не коммерческие, красивенький гламур — это не для нее. Для нее — творчество, а не базар».
«Предыдущая выставка Ларисы Беляевой в нашем музее состоялась десять лет назад, — отметила директор ОМЗВИ Людмила Сауленко. — Автор прошла за эти годы путь, который выбрала для себя сама: трудный, не женский, путь. От изящной, почти дамской, графики — к концептуальному искусству, к минимализму, к фундаментальному творческому принципу: что бы еще отнять, чтобы стало лучше».
«Я знаю о ней больше вас всех, — так начал свое приветствие председатель Одесской организации НСХУ, народный художник Украины Анатолий Горбенко, тоже житель Ильичевска. — Художников, способных преодолеть и превзойти самих себя, не так много. Искусство победило в семье Ларисы — вначале едва не доведя супругов до развода; но Ларисе постепенно удалось убедить мужа-моряка в истинности своего призвания художника. И муж ее по-прежнему любит. Лариса на правильном пути. Она дерзает, и близкие понимают ее. Я художник-реалист, но понимаю и ценю ее картины, потому что они подчинены тем же законам колорита и композиции, каким подчиняется и моя живопись. Лариса часто днюет и ночует в мастерской. Она красива и обаятельна. Дерзайте, Лариса, и пусть вас поймут все».
Валентина Левчук