|
Роскошное подношение Одессе сделали Михаил Фрейдлин, Николай Голощапов и Елена Шевченко: собрав блистательную концертную команду, они подарили одесситам музыкальный марафон «Джаз объединяет нас».
Да, это был вечер музыкального изыска и бурных зрительских эмоций. Это был поистине звездный концертный состав, и трудно сказать, кто же из музыкантов сильнее всех «порвал публику», как принято выражаться у джазменов. Публика шла вразнос, клочки летели по закоулочкам от взрывающихся оваций. Программа, составленная из произведений современного джаза, была просто-таки рафинированной. В современном искусстве, любо это кому-то или нет, головное начало сказывается сильно, даже и музыка откочевала из области чувства в сферу рефлексий, — тем не менее, в представленных произведениях не ощущалось рассудочной математики, не выпирала «конструкция»: все же чувство брало верх над интеллектом. Но уже не было знойного надрыва Гарлема — была некая старинная европейская утонченность.
Запад здесь запросто сошелся с Востоком: в интеллигентном ансамбле отлично ладили индонезиец Двики Дхармаван и поляки Адам Голуцки, Павел Уровски, Петр Чецки; полный древней тоски армянский мелос вплелся в импровизации на флейте, исполняемые броской красавицей Нелли Манукян; россиянин из Екатеринбурга Борис Плотников, мало что прекрасный музыкант, так еще и шоумен, такой себе театр одного актера, очень потрафил одесситам, выдав на губной гармонике сложные вариации на темы «У Черного моря», «В Кейптаунском порту» и «Темная ночь».
Трио Алексея Петухова, который выступил как пианист и дирижер, да еще и со своими авторскими произведениями, не может никого оставить равнодушным, оно импонирует любителям джаза, кроме всего прочего, и высочайшей музыкальной культурой, безупречной вышколенностью. Фаворита Одессы Сергея Терентьева, «Маэстро — бархатное туше», как его прозвали музыкальные критики Европы, и хвалить-то в обзорной заметке неловко — на материале его творчества пора писать монографии.
Француз Бернар Струбер, известный одесситам как органист и пианист, успешно выступил в ипостаси гитариста с композицией в духе джаз-авангарда (в который раз отмечаю, что определение условно: в наше время дозволенности в искусстве всего и вся трудно составить в нем какой-либо авангард). Его «звукоизвлечения» не были заумны, сиречь «медитативны», как нынче модно говорить, а был в композициях настоящий накал эмоций. Выступил киевский гость — один из лучших саксофонистов Украины и Европы Дмитрий Александров: очень это классно было в ансамбле с ребятами Алексея Петухова.
Биг-бенд Николая Голощапова — это из «марок» Одессы! Наличием такой «банды» — только гордиться. И проникаться верой, что Одесса таки родина джаза. И другие молодые получили счастливую возможность засветиться в большой фестивальной программе: студенты из Херсона — ансамбль Олега Колдаковского «Хромотоникс», Юлия Филимонова, Елизавета Байрак, Мариэтта Арушаян и другие.
А самыми юными оказались брат с сестренкой: восьмилетний гитарист Вячеслав Литовченко и двенадцатилетняя пианистка Ева Литовченко, ученики одесской ДМШ №1. Нет, умиляться младенцам на сцене — это был бы дурной провинциальный тон, кабы не то обстоятельство, что дети Одессы действительной музыкальны и артистически раскованны, вот и эта пара — уже лауреаты музыкальных конкурсов в своих возрастных рамках. Климат здешний, что ли, влияет? Ведь никто не оспаривает тотальную музыкальность жителей того же Неаполя...
Как обычно, программу вела одесская Леди Джаз — музыковед-педагог Елена Шевченко.
ПРОГРАММА была дана под патронатом ЮНЕСКО. По факту это — четвертый музыкальный марафон проекта «Master-Jam-Fest», автором и генеральным продюсером которого является Михаил Фрейдлин, а художественным руководителем — лауреат нашего конкурса «Люди дела», заведующий джазовым отделением Одесского училища культуры и искусств им. К.Данькевича, «отец» молодежного биг-бенда Николай Голощапов. Кстати, лично мне очень импонирует, что Николай Яковлевич, при всей широте его музыкального кругозора и стилевой толерантности, все же крепко стоит на позициях «классического», аутентичного, джаза. Где участвует Голощапов, там гарантировано, что вы не будете сидеть в зале с холодным носом, оценивая по достоинству сложные музыкальные пассажи, но запроторив сердце, за ненадобностью, куда-то на антресоли собственной умной черепушки.
Марафон «Master-Jam-Fest» пока что единственный представляет Украину на «карте джаза» ЮНЕСКО, причем из представленных разными странами числится среди самых значительных. О выступлении в нынешней программе двух индонезийских музыкантов позаботилось Посольство Индонезии в Украине.
«Джаз — это созидательное начало, это музыка, в которой живет дух свободы, — отметил на предварительной пресс-конференции Михаил Фрейдлин. — Это музыка, объединяющая народы». «Считаем это фестивальное событие и своевременным, и важным, — добавил Николай Голощапов, — так как музыка несет умиротворение душе».
Такой уж штрих, на 26 апреля выпал день скорбной памяти Чернобыльской катастрофы. А накануне Армения отметила свою траурную дату — столетие резни армян в Турции. Плюс ко всему — продолжающаяся война на востоке Украины. Эти события тактично и проникновенно отметила во вступительном слове к концерту Елена Шевченко. Но... и что же теперь — не жить? Джаз — это музыка «жизни, пока живется»: обитатель черного гетто выплескивал в джазе не только свои эротические фантазии, но и свои обиды, скорби, трагедии, надежды. Да и начался джаз, напомню, с молитвенных песнопений — спиричуэлс. Поэтому большой джаз-марафон 26 апреля в Одессе — тоже совместная молитва: единение народов в лице их представителей-музыкантов, в творческом акте, противостоящем убийству, разрушению и растлению.
Тина Арсеньева. Фото автора